На главную страницуДля чтения...Что посмотреть...СловарикДругие интересные местаВаши впечатления

  

Добавить в избранное

Сделать стартовой

  

 

 

  

Оставьте свое мнение о сайте в гостевой книге

 
E-Mail
  

  

«Броня крепка и кони наши быстры»

 

Вводное слово.

Доспех… Как много в этом слове для каждого из нас. Каждый пожалуй знает, что-нибудь о доспехах. Почему-то слово «доспех» неприменно ассоциируется со средневековым рыцарством – многие считают, что доспех, это именно железные латы, в которые облачались рыцари на турнирах и боях. На самом же деле, доспех – это все, что защищает человека в бою от удара вражеского меча, укола копья или стрелы… Доспех – это не просто «одежда» воина. Как говорили древние, «броня» - это не только железная одежда, но и шлем, какой бы он ни был – железный или кожаный, и щит. Доспех окружен многими мистическими верованиями, он имеет магическую силу. В рассказе о мече говорилось о священной магической силе металла. Все его свойства перекладываются и на металлический доспех.

Воин-дружинник X-го века. Реконструкция.

Но давайте, прежде чем пускаться с головой в омут фактов о Русском доспехе, посмотрим, откуда он появился. В глубокой древности, в каменном веке люди не знали оборонительных одежд – они ходили в бой нагими. Это был ритуал. Считали, что от смерти прятаться незачем и нужно пред ней представать «в чем мать родила». Но естественно, так не продолжалось вечно. Техническое развитие шло своим чередом. Многие воины стали надевать в бой шкуры зверя, например, медведя (кстати, священного животного), еще позже – научились из этих шкур выделывать довольно плотные одежды. С этого момента начинается история доспеха. Славяне вэтом плане долго были близки традициям. Многие византийские авторы рассказывают о том, что наши предки ходили в бой в одних только штанах. «Панцирей они никогда не надевают… …Иные же не носят даже ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны и в таком виде идут на сражение с врагами». В этом был не только религиозный умысел, но и чисто психологический – «цивилизованные» войска Византии в ужасе шарахались от полуголых огромных лесных людей с топорами и рогатинами. Однако, доспех, и в особенности, кольчуга, тоже имели огромную сакральную силу и к тому же, ведут свой род из глубочайшей древности…

 

 

«Броня кольчатая».

Кольчуга – слово новое, появилось оно примерно в XV-XVII вв., в древности же кольчугу называли очень просто – «Броня». Первоначально, кольчуга появилась в Ассирии или Иране, она была известна римлянам и их соседям.

Сложно проследить историю появления кольчуги на Руси. Однако можно смело говорить, что в VI-VII веке Славяне четко представляли себе что это такое, а в XIII-IX уже ее активно использовали.

Кольчуга, как и нагота, имеет большое сакральное значение – мало того, что она железная (т. е. наследует всю магию железа), он еще и сделана из многих тысяч колец, а ведь кольцо – один из священных знаков. До сих пор находятся на территории России «куриные боги» - дырявые камешки, которые носили как оберег древние Славяне. Вспомним также скандинавские дырчатые камни – огромные глыбы с дырками (тоже чрезвычайно сильные магически предметы).

Так что кольчуга – это не просто доспех, это знак святости воина.

Кольчуга очень сложна в производстве, однако то, что за кольчугу расплачивались несколькими деревнями – несомненная гиперболизация: зачем кузнецу деревни? Тем более, вряд ли ратник, пусть даже из княжеской дружины, владел ими или соответствующей суммой.

Древний мастер делал кольчугу из 20-30 тысяч колец диаметром 0,8-2,0 мм. Причем существуют строгие соотношения диаметра кольца и диаметра проволоки. Диаметр кольца не должен быть больше чем в десять раз диаметра проволоки и не должен быть меньше чем в три раза. В общем, диаметр колец в среднем был 0,8-1,2 см. Причем, иногда в одной кольчуге применяют разные диаметры колец – в уязвимых местах – плечах, груди плетение делают мелкими кольцами, а например, на кольчужный капюшон или на подмышки используют более крупный диаметр.Вороток.

Как же производилась кольчуга? Попробуем основываясь на археологических материалах, опыте историков и клубов исторической реконструкции, воспроизвести этот процесс. Сначала мастеру потребуется более 600 м. или 7-10 кг. (зависит от металла) проволоки соответствующего задумке автора сечения. Обычно использовали металл не самой высокой пробы – иначе кольчуга будет слишком дорога, работа трудоемка, а толка от этого не так уж много. Существуют легенды о кольчугах из дамасской стали – это гиперболизация. Итак, проволока произведена или куплена – что дальше?

Дальше мастер брал интересный инструмент – небольшой вороток с осью необходимого внутреннего диаметра будущего кольца и длиной 15-30 см. Причем ось закрепляется не стационарно – она должна вытаскиваться из станка. В оси с противоположной от рукояти стороне, находится отверстие чуть большего диаметра, чем диаметр проволоки. Еще одна особенность конструкции воротка – отверстие для оси (в станке) с противоположной рукояти стороны делается не насквозь, иначе дальнейшая работа будет невозможна. Конец проволоки закрепляется на оси при помощи дырочки в оси, и проволока наматывается на вороток – получается длинная пружина. Стоит отметить, что эта процедура требует от мастера изрядной силы. Вороток иногда зажимают в тисках, иногда он стационарно крепится на верстаке.Нарезание колечек. Современный способ.

После того, как пружинка готова, она снимается с оси, растягивается так, чтобы между витками было расстояние в несколько милимметров и разрезается на колечки. Процесс этот – не из легких. Сегодня для этого используют электротехнику или (для особо сильных мастеров) - кусачки (или ножницы по металлу). Стоит отметить, что на кольчугу у современных реконструкторов уходит в среднем двое кусачек из хорошей стали…

Итак, мастер нарезал несколько пружинок – теперь пора приступать собственно, к плетению.

Плетение начинается с того, что мастер делает условную единицу плетения – одно звено.

Обычно это совокупность пяти колец, четыре из которых продеты в пятое – это стандартный способ плетения (бывают еще 6-в-1 и даже 8-в-1). Итак, мастер сваривает 4 кольца, берет пятое и делает конструкцию, как на рисунке справа, после чего пятое кольцо заклепывает. Потом «пятерочки» соединяются в полоски, соответственно, соединяясь двумя крайними кольцами с основным кольцом (заклепываемым), оно же в, свою  очередь, соединяется с двумя крайними следующей пятерочки. Плетение способом «4 в 1»

Есть еще один способ плетения – на веревочку нанизывается определенное количество замкнутых колец, потом каждые два соединяются заклепываемым, потом опять делают ряд замкнутых колец, соответственно вставляя их в соответствующие заклепываемые. 

Главный принцип – колечки среднего ряда (заклепываемые) в «пятерке» проходят под кольцами нижнего и над кольцами верхнего ряда – это обеспечивает лучшее скольжение вражеского оружия по кольчуге при вражеском ударе по ней.

Теперь у нашего мастера есть небольшой кольчужный лоскуток (как на фото), однако владение таким плетением еще не обеспечивает успех в создании кольчуги. Следующий очень важный шаг – придание железному полотну формы кольчуги. Проще всего - делать кольчугу на себя самого или точно зная размеры будущего хозяина. Сначала нужно сплести ту область кольчуги, что будет закрывать грудь. Для этого надо сделать кольчужный пояс примерно на 10 см. больше объема груди  будущего хозяина и шириной не меньше в 10-20 см. (это не принципиально). После, к этому поясу подгоняются две шлеи, которые будут держаться за плечи – основу будущих рукавов и воротника – должна получиться короткая железная майка без рукавов. Если все получилось хорошо, мастер наращивает рукава (направление колец остается тем же). После того, как готовы рукава и проверено, как кольчуга сидит, можно ли опустить и поднять руки, наращивается подол (низ кольчуги) и окончательная длина рукава. Обычно кольчуги делали длиной на ½ длины бедра выше колен или, как в XII-XVII в длинной, как рубаху (почти до колен).

Рукава делаются чуть ниже локтя, редко делали рукава как у рубахи. Все эти параметры можно посмотреть на ратнике, изображенном в начале раздела.

Теперь надо подумать о воротнике. Можно вообще не делать воротника, если например, предусматривается шлем с бармицей (см. раздел о шлемах), а можно, если такового нет, сделать воротник как у обычной рубахи, только с запАхом, завязывающийся при необходимости кожаным ремешком. В любом случае надо закруглить и подогнать под голову хозяина дырку для нее. На воротник использовались часто гольца бОльшего диаметра и плоские кольца (сегодня их «народные умельцы» заменяют шайбами Гровера). Главное – проверить, будет ли влезать при таком воротнике голова в дырку для нее.

Также кольчугу иногда дополнительно отделывали, вплетая на рукава, в воротник и подол кольчуги ряды медных или золотых колец.

Особо дорогие кольчуги также могли носить на своих кольцах различные надписи. В Европе, например, иногда на все кольца кольчуг состоятельных ландскнехтов (позднее средневековье) наносили магические надписи и заклинания, а на кольчуге Бориса Годунова, мастер выбил на каждом кольце надпись «С нами Бог, кто же на ны».

Часто, особенно, в позднее средневековье, на кольчужную основу стали надевать дополнительные металлические детали – листы железа различной формы. Они прикреплялись в наиболее уязвимые места (грудь, живот, плечи) для лучшей их защиты (см. кольчугу на титульном листе) Также они могли вплетаться в кольчугу – кольца соединялись с отверстиями на листе железа.

Теперь кольчуга готова. Конечный продукт весит до 10кг. – в зависимости от размера и от исползанного в работе способа плетения и материалов.

Перед татаро-монгольским нашествием, в эпоху утяжеления доспеха, появляются нагавицы – кольчужные чулки, становится все больше кольчуг с длинными рукавами. Это делалось для того, чтобы дать отпор рыцарям, шедшим на Русь с запада.

Почти всегда на картинах и картинках, фильмах, даже в учебниках истории изображается, как тот или иной исторический персонаж сидит в кольчуге за столом (иногда даже при этом держит щит), расхаживает по мирному городу, путешествует. Это глубочайшее заблуждение – представим космонавта или водолаза в их скафандрах где-нибудь на улицах города или за столом. Та же история была и с доспехом. Воин, как и любой человек, путешествовал, сидел за столом в обычной одежде, но при возникновении опасности, быстро одевал доспех. Всегда перед сражением давалась команда о том, чтобы воины надевали свои брони. Бывало даже так, что сражение задерживалось до тех пор, пока воины обеих сторон не приготовятся. Кольчуги иногда возили воины с собой, иногда их возили в общем обозе – каждый знал свою кольчугу «в лицо». Когда же убегали с поля боя, кольчуги чаще всего, бросали – они очень мешали уносить ноги, а при этом бросали абсолютно все, что мешало бежать.

В отряде, наряду с лекарем, всегда имелся кузнец, способный в полевых условиях залатать порванные в бою кольчуги.

Кольчугу не носили на голое тело, под нее поддевали специальные подкладки, сделанные из кожи или плотной материи, на худой конец, на рубаху. Иногда под кольчугу также надевали стеганку-«тегиляй» (см. раздел «другие виды брони»)

Естественно, кольчуга, как и любое железо, ржавеет. Кто захочет идти в битву, одев ржавую кольчугу? – никто. Тем более, в летописях упоминаются «начищенные кольчуги». Чистили их очень просто. Брали бочку, клали туда кольчуги, засыпали песком и пускали с высокой горки. Был и более цивилизованный способ – брали опять же бочку, только на этот раз, ее прикрепляли к специальному механизму таким образом, что она походила на барабан  стиральной машины. И опять в этот барабан клали кольчуги, насыпали песок и при помощи ворота крутили бочку вокруг своей оси (как в стиральной машине). После такой операции, чистая кольчуга приобретала металлический блеск, причем со всех сторон. Воин в чистой кольчуге блестел и переливался на солнце кольцами своей «железной кожи».

 


Пластинчатый доспех.

Пластинчатый, чешуйчатый или как его еще называют, ламеллярный доспех почему-то принято считать исключительным достоянием греческого, римского и византийского воина, однако у других народов такой вид доспеха тоже имел широкое распространение. В русском войске дощатая броня впервые появилась в VIII-X, однако познакомились Славяне с ней не у византийцев, а у скифов в гораздо более раннее время. Действительно, на Руси в X веке значительно преобладала кольчуга – на каждые четыре кольчуги найден только один пластинчатый доспех. В летописях его называли «Броня дощатая». Однако в более позднее время, панцирь приобретает популярность – в послемонгольское время, в слоях XIV-XV в. на каждый один кусок кольчуги приходится девять остатков пластинчатого доспеха.

Ламеллярный доспех представляет собой совокупность прямоугольных (с закругленными углами) пластинок, связанных ремешками.

Существует несколько видов доспеха. Первый – с пластинками примерно 8-10 см в длину и 1,5-3,5 см. в ширину. Пластины изогнуты так, чтобы отводить удар противника и при этом. Такой доспех мог использоваться по-разному иногда его делали длинным, с руковами и носили как отдельную броню, иногда – делали укороченный вариант, без рукавов и носили поверх кольчуги.

Второй вид пластинчатого доспеха развился при контакте с татаро-монголами (они пользовались тоже подобными доспехами). Он представляет собой совокупность почти квадратных пластин размером 6 см. длину, 4-6 см. в ширину, пришитых к кожаной или плотной матерчатой основе. Пластины при этом наслаивались одна на другую, образую эффект чешуи. Такой вид доспеха более удобен и лучше защищает воина, чем доспех «ременного плетения»

Такие доспехи довольно сложны в изготовлении, их очень трудно подогнать под нужный размер. Хотя их изготовление менее трудоемко, чем изготовление кольчуги, оно не очень просто. Мастеру придется заготовить более 600 пластинок, несколько метров прочных кожаных ремешков или изготовить кожаную основу для крепления пластинок. После этого, следя за правильным положением пластинок, мастер их скрепляет.

 

   

Другие виды брони

Хотя кольчуга и была наилучшей защитной одеждой, имеющей оптимальное соотношение тяжесть-защита, было изобретено довольно много иных видов доспеха. Особенно во времена татаро-монгольского ига и возвышения Москвы было освоено множество азиатских броней. Например, тегиляй – стеганый доспех, похожий на современную телогрейку или пуховик. Набивался он очень плотно (это – главный показатель его качества) и мог уберечь воина от удара булавы или кистеня, но ни коем образом от стрелы, копья или топора. В эти времена особо сильно наблюдается ориентация доспеха и вообще всего вооружения на восток. Все становится «восточного типа» - вместо меча – сабля, вместо шишака – мисюрка (см. раздел «шлемы»), вместо сулиц – джид – набор дротиков в одном футляре, копья ушли в прошлое, появилось много других видов вооружений.

Тегиляй мог быть как одеждой и скромной защитой бедняка, так и, крытый бархатом, парчой и шелком, мог стать одеждой знатного воина, тем более, что нередко в тегиляй зашивали металлические пластины. Он мог носиться как отдельно, так и под кольчугой.

Также на Русь частично перешел монгольский доспех под названием «хуяг», он представлял собой панцирь, похожий на чешуйчатый доспех, однако в его изготовлении могли применяться как железо, так и бронза и даже твердая, как фанера, кожа.

Однако, вернемся в рассматриваемую нами эпоху, VII-X века. В это время совершенно лидирующее положение занимает кольчуга.

Однако кольчуга была не у всех. Это и понятно – не каждый воин мог себе ее позволить. Но такой воин не отчаивался – во-первых, без громоздкого доспеха он получал огромное преимущество в скорости, что тоже очень важно в битве, он мог стать лучником или копейщиком, что предусматривает относительно дальний бой. К тому же, ни один доспех, даже кольчуга, на спасет от прямого попадания стрелы или удара копья…

 

«Руки-ноги береги!»

Кольчуга кольчугой, а ведь руки и ноги у нашего воина абсолютно открыты…И противнику ничего не стоит отрубить ему, к примеру, руку, держащую меч или рубануть по ноге, практически обездвижив его таким образом. Для защиты конечностей применялись различные средства. Начнем их описание с тех, что защищают руки.

Плечо воина надежно защищено кольчугой, однако нижняя часть руки – только рубахой. Были, конечно кольчуги с длинным рукавом, как у рубахи, однако встречаются они редко. Чтобы защитить ее применялись различные наручи. Производились они из твердой кожи или железа. Наручи делаются таким образом, чтобы они закрывали всю руку ниже локтя, при этом не мешая ее движениям. Еще один вариант наруча – на войлочную основу прикрепляются металлические длинные пластины, идущие вдоль руки. Наруч застегивается с тыльной стороны локтя при помощи шнуровки или специальных ремешков между прочим, железные наручи – первый шаг к западноевропейскому тяжелому доспеху, сделанный ни кем иным, как нашими предками.

Для защиты кистей рук применялись латные или кольчужные рукавицы и перчатки. Латные рукавицы сделаны из кожи или плотной материи и отделаны металлическими пластинами. Наряду с латными рукавицами использовались и кольчужные перчатки (трех- и пятипалые) – перчатки, связанные из колец точно также как кольчуга. Однако, все эти рукавицы и перчатки использовались в основном, в позднем средневековье. В X же веке использовали в основном или простые кожаные

рукавицы (или перчатки) или же шли в бой с «голыми руками» - все равно левую руку защищал щит, а правую – перекрестие (гарда) меча.

А чем же защищали ноги? Верхнюю часть ног прикрывал подол кольчуги или пластинчатого доспеха, однако нижняя их часть была открыта. Существует множество всевозможных конструкций. Начнем с ноговиц – как говорилось в разделе о кольчуге – это кольчужные чулки. Они хорошо защищали ноги до самых пяток, однако были очень тяжелы – бегать в ноговицах очень трудно.

Поэтому их применяли в основном конные воины. Также были конструкции сродни кожаным наручам – сработанные из плотной кожи со шнуровкой или ремешками сзади, они надежно защищали ногу ниже колена, при этом кожа – материал довольно легкий, что позволяло такие поножи использовать и пешим воинам. Иногда кожа отделывалась для прочности относительно тонкими металлическими пластинами. Существует также войлочный вариант понож, как и наручей.

Самый же простой способ защитить ноги – обмотать их берестой. Береста очень легка и при этом может выдержать хороший удар противника, к тому же, поскольку такой способ – одноразовый, такие поножи не требуют никакого ремонта.

Самую же нижнюю часть ног защищал, как правило, сапог из плотной кожи. Сапоги получают распространение еще в глубокой древности, они претерпевают со временем конструктивные изменение. Сапог не всегда был таким как его представляют многие – красный, с длинным острым носком (червленые сапоги – атрибут знатного человека, боярина или князя). Слово «сапог» попало в русский язык от тюркоязычных соседей Славян – кыпчаков, печенегов. Обычно, у рядового воина X века были сапоги цвета кожи и без всяких острых закрученных носков – как правило носок был тупой или острый, но не приподнятый (наиболее простая конструкция). Голенище было высотой чуть ниже колен. Если не было сапог, носили поршни – обувь, похожую на кожаные тапочки или башмаки – довольно высокую обувь со вшитой подошвой (как у ратника в начале раздела «броня кольчатая»). Единственное, что не носил воин в военном походе, так это лапти – они очень быстро снашивается (одной пары хватало примерно на неделю-месяц), к тому же, он не удобен для бега и верховой езды.  

 

 

Шлем

Наверно, все знают что такое шлем, на что его одевают и зачем. Была ли защита для головы на Руси? – безусловноНастасья Микулишна. Худ. Константин Васильев. На героине былин - конический шлем с бармицей-капюшоном, характерной для XIII-XV вв. была и была она крайне разнообразна. Однако история шлемов не совсем ясна. Дело в том, что в слоях VI-VIII веков на территории Восточной Европы шлемов не найдено – и в более поздние времена шлемы в погребениях находят далеко не всегда.

Но это не значит, что их почти не было – их просто почему-то не клали в могилы. Зато относительно много шлемов найдено потерянными или брошенными (иногда вместе с головой хозяина) на полях сражений. Например найдено тело доблестного воина, умершего от рук подлых врагов, когда он защищал родной город стоя в воротах и прикрывал отступление своих войск за стену.

Тем не менее, именно шлем был одним из первых предметов, с которых началось изучение древнерусского войска. Случилось это в 1808 году – был найден шлем XII века. Естественно, что первые найденные шлемы, особенно самые лучшие, были тут же признаны норманнскими (т. е., скандинавскими) «учеными»-норманистами. Однако на сей раз справедливость восторжествовала. Было доказано, коническая форма (как на воине в начале раздела «Броня кольчатая») тех шлемов пришла с Востока – шлемы такой же формы были изображены на восточных серебряных блюдах VII-VIII вв. А уже только потом, через Русь, о них узнали в Европе.

Но, пройдя до Европы, на Руси она популярна не была. Однако отложим разговор о формах шлемов, давайте разберемся с характерными частями шлемов всех типов. На железную основу, собственно, шлем, могли быть прикреплены многочисленные полезные детали. Начнем с бармицы. Бармица – это полотно кольчужной материи, прикрепленной сзади на шлем. Она защищает шею воина от подлого удара сзади. Если бы не было бармицы, воину отрубили бы голову, а с ней он получит только синяк. Бармицу, как правило, делали из довольно крупных колец и толстой проволоки. Иногда, особенно в позднее время, в XIII-XV века, брамицу делали не только сзади, но и спереди – для защиты лица от точных ударов противника. Иногда ее также делали из плотной кожи или войлока (который, в принципе, на Руси почти не использовался и как материал для бармицы был не очень популярен), что значительно облегчало шлем. Крепилась к шлему она особым способом, придуманным именно на Руси – посредством специальной оси, за которую цеплялись колечки. Длиной бармица была такой, чтобы концы ее лежали на плечах. Кожаная или войлочная бармица может быть покороче – даже не доставать до плеч. Иногда ее украшали. Концы лежащие на плечах делали из золотых медный, или других цветных колечек, придавая краям форму зигзага – когда одевали шлем, получалось «солнышко» на плечах и груди воина.

Другая интересная деталь это триада наносник – полумаска – личина. Они представляют некоторую деталь, закрывающую часть лица. Наносник – это деталь, прикрывающая нос воина (см. шлем на предыдущей странице). Зачем прикрывать нос? – вопрос спорный, скорее всего, чтобы в него не ударили, к тому же, шлем с наносником смотрится красивее, чем без него.

Наносник делался или вместе с передней пластиной шлема или же, в более дорогом варианте, приклепывался отдельно. Иногда наносники делались из дорогого металла, что еще раз подчеркивает его эстетическую функцию. Он мог быть и прямым и наклоненным под углом носа хозяина или изогнут, повторяя форму носа. При использовании наносника обычно делаются специальные выкружки для глаз. Полумаска же к этим выкружкам прибавляет еще и снизу железные перемычки – получаются своеобразные железные очки. Они защищали область вокруг глаз, придавали воину устрашающий вид. К тому же, именно к такой маске можно прикрепить бармицу, закрывающую лицо – останутся открытыми только глаза. Шлемы с личиной – неотъемлемый атрибут христианского комплекса вооружения. Шлем с личиной шлем, с прикрепленной спереди маской, имитирующей лицо человека. Они появились в XII веке. В бою маска надвигалась на лицо – вовсе не для защиты, а для того, чтобы христианский бог не увидел того, кто убивает людей под этой маской, и подумал, что это их убивает человек с лицом маски. Вообще, такое примитивное мышление свойственно для христианства – еще не успели выработаться глубокие традиции (и сейчас их тоже нет) и обычаи, как в язычестве. Личину иногда делали похожей на хозяина, иногда нет. Такие шлемы, естественно, привилегия знатных людей, простому воину такой шлем был дороговат, да и просто не нужен – он не метил в рай и не хотел стать после смерти святым.

Еще одна деталь шлема, без которой он немыслим, но которую почти всегда упускают из виду, это – ремешок-застежка под подбородком, призванный зафиксировать шлем на голове – без него он просто свалится с головы. Крепился он просто. С двух краев шлема есть специальные петли, куда его пристегивали. Иногда, особенно у викингов, шлем снабжался нащечниками – кожаными пластинами, усиленными железными накладками – они прикрывали щеки бравого викинга или Русского воина.

Все эти конструкции были если неотъемлемой, то хотя бы важной частью всех Русских видов шлемов. Теперь разберемся, какие шлемы защищали головы наших великих предков?

Обоснованное предпочтение они отдавали сфероконическим (или фаллическим) шлемам. Именно такие шлемы чаще всего изображают художники, иллюстрируя эпоху Древней Руси. Такая конструкция идеальна для отвода ударов – вражеское оружие скользит по шлему, в то время, как шлем любой другой формы раскололся бы от такого удара. Самые ранние сфероконические шлемы датируются X веком.

Технология их изготовления не очень сложна – изготавливались такие шлемы из четырех изогнутых специальным образом пластин, которые, скрепляясь заклепками. Сзади у шлема как правило, была брамица. Также на острую пику шлема часто крепился яловец – флажок в качестве украшения и опознавательного знака. Увидят воины мелькающий яловец своего боевого товарища в гуще врагов и пойдут ему на помощь. В то же отверстие мог вставляться султанчик – кисточка цветных волосков или даже перьев. Султанчик придавал русскому ратнику облик азиатского воина.

Однако шлем – это не только защита, это еще и украшение. Отважные русские богатыри в начищенных блестящих шлемах и кольчугах внушали их врагам ужас. Не зря в Хазарии Русских воинов называли «железными  богатырями». Шлем украшали позолотой. Делали на шлемах всевозможные узоры, сцены сначала из языческих, позднее – из христианских. Этот орнамент служил прежде всего, как оберег от нечистой силы, могущей навредить хозяину шлема в бою, так и как великолепное украшение. В летописях иногда писали, что воевода бился вместе со своими воинами «златым шеломом посвечивая». Естественно, золотой, а точнее – позолоченный шлем могли позволить только очень богатые люди. Такой шлем в бою был своеобразным маяком, как своим: «Держитесь меня! Здесь мы пробьемся к цели!», так и врагам: «Эй вы, вот он я! Я вас не боюсь!».

Естественно, такой шлем был славным трофеем для врагов, однако, как и подобает истинному воину, вождь не должен бояться умереть. Как говорил великий князь Святослав,
«Да не посрамим Землю Русскую, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут!»

Наверно, именно так кричал отважный князь своим воинам, попав в засаду, устроенной подлыми печенегами.

К XII-XIII вв. выработался специфический вид шлема, сочетающий все плюсы наносника, выкружки для глаз, бармицы и, что главное, использующий более крутую сфероконическую форму (сравниете справа с шеломом на предыдущей странице). Это был шишак. Как раз такой шлем бросил или потерял князь Ярослав Всеволодович во время бегства с поля Липицкой битвы в 1216 году и который потом нашла в 1808 году крестьянка, собиравшая орехи.

В более поздние времена, в XIII-XVII вв. появляется множество иных форм, однако наследие сфероконических шлемов и шишаков заметно прослеживается в тех видах их, что появились на территории Руси. Но во время татаро-монгольского ига были переняты некоторые нетипичные формы. Например, мисюрка. Мисюрка – шапка, с, в отличие от шишака, абсолютно плоским верхом. Эта шапка усилена железными пластинами сверху и сбоку. Также может быть усилена она кольчужными вставками. Мисюрка активно использовалась особенно во времена возвышения Москвы – московской конницей, которая, в своих тегиляях, с джидами и саблями, вообще сильно походила на татаро-монгольское войско.

Еще одна представительница татаро-монгольской «моды» - бумажная шапка. Представляла собой не столько шлем, сколько, действительно шапку, сделанную из плотного материала.

Запад же подарил Руси прообраз будущей каски, так называемую «железную шапку» - которая состояла из сферической основы, наушников и козырька. Козырек появляется впервые на Руси именно с приходом железной шапки.

Но и шишаки продолжали активно использоваться. Их потомком стала, напримимер, так неазываемая «Ерихонка», характерная для XVII века. Продолжающая традиции сфероконических шлемов, она несет в себе некоторые новшества, например не кольчужную, а пластинчатую бармицу

Также были не кожаные а стальные нащечники, которые до этого были нетипичны для Русских шлемов. Также на шлеме был наносник, но крепился он не так как раньше, а при помощи специального держателя.

И все же, шлем, который может называться Русским, на Руси был только один – сфероконический. Именно он с X по XVII век был основным шлемом, защищавшим головы русских витязей.

Как носили шлем? Если вы думает, что шлемы носили как показано в фильмах, то есть как шапку, вы ошибаетесь. Проведем аналогию с гонкавми «Формула 1» как надевают шлем гонщики? Они его одевают на специальный подшлемник из плотной ткани – также поступали наши предки. Наденьте на голову кастрюлю, ударьте по ней сверху. Больно? В шлеме без подшлемника воин испытывал практически такие же ощущения. Поэтому под шлем доблестный русский воин поддевал мягкий и плотный подшлемник, который бы смягчал удары по шлему и устранял дискомфорт, связанный с ношением железа на голове. Использовали чаще всего меховой подшлемник – «прилбицу». В летописях упоминаются волчьи и барсучьи подшлемники. Еще вспомним, когда одевают свои шлемы все те же гонщики «Формулы 1» - тогда когда сядут в машину и не ходят в них дома и по магазинам… Так же и воины одевали свои шлемы непосредственно перед битвой, а не расхаживали в них на пиру и у себя дома. Иногда под шлемом носили даже простую меховую шапку…

 

Щит

Щит – один из священнейших предметов воинского доспеха. Пожалуй, в святости он может даже посоревноваться с кольчугой. Щит использовался намного раньше, чем появилась кольчуга. На картинке справа от этих слов изображен воин-Славянин VI века топором, бьющийся с византийцем. Как можно видеть из защитных приспособлений у воина только щит. Щит был и оберегом и своеобразным обращением к Богам о защите.  Именно щит, а не кольчугу и даже не меч оставил князь Игорь при взятии Царьграда. Именно щит отождествляли с Солнцем. Золотой щит Даждьбога, Солнце – неизменный атрибут светлого Бога и прародителя Русских людей. В Скандинавии даже был род песен – «Щитовая драпа». Такие песни восхваляли щит знатного воина, конунга или ярла – за хорошую песню могли осыпать золотом, а если хозяин щита оскорбится чем-то, можно и головы не сносить незадачливому певцу.

Однако, несмотря на повсеместное использование щитов, возникае множество проблем с их реконструкцией. Дело в том, что щит деревянный, а дерево, понятно, гниет. Поэтому, в большинстве случаев, все что находят археологи – железные детали – оковки, умбоны, гвозди от щитов. За редчайшими исключениями, находят деревянные остатки.

Удалось установить, что в IX-XI преобладали круглые щиты диаметром 60-100 см или же (как на картинке) прямоугольные щиты в 2/3 роста владельца. Применение и тех и других обосновано условиями боя. Например, круглый щит – абсолютно универсален, его можно использовать и в поединке и в строю и на лошади, с любым оружием – этим объеяняется его популярность. Большой прямоугольный щит зато гораздо более подходит для пешего воина, бьющегося в строю – пользы от него гораздо больше, чем от круглого – защищает ноги и в то же время на приходится им мотать туда-сюда, снижается риск попасть щитом в боевого товарища, к тому же существовали у древних руссов специальные построения, типа римской фаланги – первый ряд создавал стену из щитов, второй – брал в руки копья – такая стена практически неприступна для врагов. Однако для легкой конницы, лучников и поединщиков такой щит не удобен, ведь он неуклюж, велик и тяжел. Всаднику его просто некуда разместить, ведь на лошади он не стоит, а сидит, поединщик должен активно манипулировать щитом, тоже неудобно махать тяжелым прямоугольником.

К XI веку, во время усиления доспеха и умножения русской конницы, появляется оптимальный вариант щита для конника

– миндалевидный, столь любимый художниками. Величиной они были такие, чтобы закрыть воина от груди до ноги в сидячем положении. Воин садился на лошадь, держал щит так, что его острый конец как раз прикрывал левую ногу от подлого удара, оставляя правую сторону в тылу, однако действительно широкое распространение эта конструкция приобретает в XIII-XVII веках.

Изготовить щит не так просто. Он должен иметь оптимальное соотношение прочности-легкости. Древние мастера делали щиты из колотых липовых, ясеневх, березовых досок (ноне из дубовых – тогда щит получится просто неподъемным). Толщина досок может колебаться в пределах от одного до 3,5 см. Эти доски отпиливались по кругу, диаметр которого, определялся нуждами и предпочтениями воина – бой в строю с метровым блином – довольно сложен, однако и с полуметровым блюдцем – тоже. Оптимальным считается для круглого щита диаметра в 65-80 см. Итак, доски готовы, обработаны специальным образом (высушены, проверены на предмет трещин. Как их скрепить? Это зависит от принципиального параметра – какой хват предусмотрен для щита, проще говоря, будет щит держаться только за одну ручку, прикрепленную посередине щита либо будет несколько ремешков и рукоять смещенная вправо от центра. Первый вариант хвата называется кулачным, он хорош тем, что позволяет широко размахивать щитом и наносить им

удары противнику, плох же тем, что при таком хвате быстро устает рука и щит очень легко выронить из рук. Если у вас будет кулачный щит, в центре заготовки выпиливается кружок для вашего кулака и прибивается рукоять, длиной с диаметр щита – она будет держать доски вместе, с каждого бока щита прибивается по такой же перекладине.

Если вы делаете щит с ременным креплением, имейте в виду, что удары в лицо противника вы им не нанесете, разве что, локтем, однако держаться он будет хорошо на вашей руке и противник вряд ли выбьет его у вас из рук (только вместе с рукой). Если вы делаете такой щит, крепежные планки прикрепляются вдоль хвата, иначе вы не сможете держать щит в руках.

Обращали ли вы внимание на то, что у всех щитов в центре – какая-то железяка? Она там не для украшения и не ля устрашения противника, она выполняет вполне определенную функцию – она отводит удары противника – меч скользит по ней и сила удара получается меньше. Эта штука называется умбоном. Вообще-то говоря, все удары должны приходиться именно в умбон, а не на деревянную поверхность, по крайней мере, к этому надо стремиться. В кулачном щите, умбон к тому же, прикрывает кулак, воина. Также умбоном бьют в лицо врага как кулаком. Поэтому на умбонах иногда появляются шипы, зазубрины. Умбоны выбивают из железа не толще трех сантиметров, размер выбирается по обстоятельствам, в него должен влезать кулак воина. Крепится умбон посредством 4-8 заклепок или гвоздей.

Однако, прежде чем крепить умбон, деревянную основу щита обтягивали кожей или мешковиной – для крепости и красоты. Мешковину можно будет потом покрасить, нанести на нее какой-нибудь орнамент. Теперь, после обтягивания, можно крепить умбон.

А что же у нас с краямси щита? – их тоже или оббивают толстой кожей или железными пластинами. Берется толстая кожа, режется на полосы сантиметров на 3-5 больше толщины щита. Должно быть 4-6 полосок для покрытия всего щита. Стыки полосок заделываются металлическими скобами. С обоих краев, с помощью шила, сверла и прочных нитей (заклепок), края щита обшиваются.

Теперь осталось посмотреть на внутреннюю сторону щита, если у вас кулачный щит, там все уже готово, если с ременным креплением, осталось сделать две апетли для локтя, чтобы он туда без проблем пролезал, и рукоять (похожую на дверную) в таком расчете, что бы середина щита и середина локтя совпадали.

Теперь щит можно использовать – только распишите лицевую сторону. На щит наносились своеобразные знаки отличия – например символы армий, свастики. Если щит у вас белый – значит вы имеете только мирные намерения и первыми не нападете, если красный – значит, вы идете воевать.

Особенности изготовления прямоугольных и миндалевидных щитов в том, что доски в них располагаются не горизонтально, а только вертикально, такие щиты не делали кулачными. Причем такие щиты могли делать с изгибом, прикрепляя доски к железным изогнутым перекладинам – в остальном технология та же

 

 
К началу страницы
 

 

 

  

 

Hosted by uCoz