На главную страницуДля чтения...Что посмотреть...СловарикДругие интересные местаВаши впечатления

  

Добавить в избранное

Сделать стартовой

  

 

 

  

Оставьте свое мнение о сайте в гостевой книге

 
E-Mail
  

  

ИСТОРИЯ РУСИ

Барашков А. И.

 

Содержание

Вводное слово

Мифологический мир ведизма

Атлантид - ведический рай. Где ты, Атлантида?

Славянский сад гисперид

Арии-праславяне и атланты до потопа

- После Потопа -

Ведический Аид

Словарь

 

 

 

Вводное слово

В ином, в духовном мире - в той Руси, которая сохранила древнюю ведическую культуру, мое имя - Бус Кресень. Эта Русь не существует на карте, и тем не менее она - реальна, так же - как наши души, мысли и чувства. У каждого из нас есть истинное имя, но - непросто вспомнить его. Мы - плоть от пло-ти наших предков, мы так же, как и они, видим и ощущаем этот мир. Мы - гости, пришедшие из прошлого в современность.

Иной раз мне представляется, что я стою между двух зеркал, и передо мной - окно в прошлое, я вижу длинную череду моих предков. Известно, что они были православными священниками, а раньше, ви-димо - волхвами. Они дали мне тело и душу. Мне - человеку двадцатого века, Александру Игоревичу Барашкову, тело и душу - Буса Кресеня, жившего в седьмом веке.

С высоты двадцатого века с его небоскребами, космическими кораблями, телевизорами и компью-терами седьмой век может показаться диким и неустроенным, но это не так. Жилось тогда и дышалось сво-боднее, чем сегодня.

Впрочем, люди с тех пор мало изменились, по-прежнему человеческая жизнь ценится мало, а место древних демонов, гремящих черепами, лязгающих клыкастыми пастями, заняли современные, стреляющие из пушек, грозящие ядерным и экологическим концом света.

Но тогда человек был ближе к земле, он чувствовал свое родство с окружающим Миром, он лучше знал Законы, управляющие им. Человеку эти Законы были даны так же, как они были даны всему суще-му - животным, растениям, камням и стихиям. Именно тогда человек воспринял великое Знание - Веды. Данобыло это Знание в форме, доступной человеку. В форме - мифа, легенды, притчи. Тайный же смысл этого Знания был понятен и в прошлом, и в настоящем лишь - посвященным.

С тех пор многое изменилось. Силы Тьмы, Нави, приложили огромные усилия для того, чтобы уничтожить это Знание. В течении веков Ведическое Знание выжигалось, преследовалось. Здание Вед, воз-водимое многими народами, было разрушено - и ныне лежит в руинах. Сегодня крайне важно - осто-рожно, не спеша приступить к реставрации Вед.

Это - тяжелая задача, но человек в силах ее выполнить. Приступать к решению ее следует во все-оружии современной науки: истории, этнографии, археологии, фольклористики, лингвистики и даже - гео-физики ( когда речь идет о геологических катаклизмах, случавшихся в далеком прошлом ). Наука - суть инструмент в руках реставратора, только в совершенстве владея им, можно начинать столь сложную и важную работу.

Некоторая часть этой работы была мной проделана. К сожалению, невозможно рассказать обо всем в рамках одной книги, но можно рассказать о главном. Это я и постарался сделать. Зачастую с ущербом для научной строгости изложения мне приходилось опускать подробности, промежуточные умозаключения, цитаты из фольклорных источников - все это излишне утяжелило бы и без того непростой для воспри-ятия текст. Однако, при некотором усилии вдумчивый исследователь фольклора и ведической религии мо-жет восстановить все эти опущенные выкладки, поскольку ссылки на фольклорные источники даны в тексте самих мифов, а основные вехи для проведения исследования - в комментарии к ним.

 

Мифологический мир ведизма

Славяне - индоевропейцы. По языку и культуре они близки к другим индоевропейским народам. Индоевропейцы когда-то составляли единый этнос и имели единую религию - ведизм. Религию древних индоевропейцев наиболее полно сохранили Ригведы, книга священных гимнов древних ариев, покоривших Индию во II тысячелетии до н. э. Частично веру ариев сберегла авестийская литература, священные книги древнеиранской религии - зороастризма. Религия древних греков также имеет ведический источник. В поэмах античных поэтов, в трудах историков можно найти немало важных сведений о ведической культуре.

Древние индоевропейцы имели единую историю, потому их мифы в основе своей едины. И именно эти мифы сохранили славянские Веды (так обычно называют все фольклорное наследие, все многотомное собрание славянского фольклора: песни, былины, легенды, сказки и т.д.). Славяне сохранили древнейший слой мифов - мифы о сотворении мира, о рождении богов, о борьбе богов, о Всемирном Потопе. Правда, время наложило на славянские мифы свой отпечаток, они дошли до нового времени в измененном виде.

В мифах древних славян, так же как в мифах иных индоевропейских народов, есть воспоминания об атлантах, погибших во время Всемирного Потопа. Есть и описания мифологического мира: Белого света, населенного людьми и животными, рая - Ирия, где живут боги и праведники, и Пекла - темного царства, где властвуют силы тьмы и томятся грешные души.

Древним славянам были известны атланты-титаны - древние великаны, жившие на Земле до По-топа. Память о них сохранилась в фольклоре: славянские титаны - это Святогор, Златогорка, Горыня, Дубыня и Усыня, Кащей. С этими богами боролись боги славян, подобно тому, как боги греков противостоя-ли гигантам и титанам. "Допотопные" мифы (события в "Песнях птицы Гамаюн" заканчиваются Всемирным Потопом) повествуют о борьбе ариев-праславян и атлантов-титанов.

Место, где разворачивается действие в славянских мифах, - это северное и южное Причерноморье, обширнейший ареал от берегов Каспийского моря и волжских степей до Приднепровья и Малой Азии. Эти территории в древности были освоены ариями - предками славян и других индоевропейских народов. Ми-фологическое время заключено в промежутке от III тыс. до н.э. до I тыс н.э.

Для древних славян, как и для других древних народов, место Ирия ( рая ) и Пекла (ада) было точно определенным. Рай помещался не только в небесах, а ад не только под землей. Древний человек различал "духовный рай", или "небесный рай" и Ирий, посаженный Богом на земле. Также он отличал ад подземный от местности на поверхности земли перед входом в пещеру, ведущую в Пекло.

И к Ирию, и к пекельному царству можно было приблизиться обычным способом - путешествуя по некому пути. Проникнуть же в рай, или в ад смертные не могли, это было доступно лишь богам и героям. Сохранились и рассказы о таких путешествиях, и мы воспользуемся ими, чтобы определить местоположение "земных" рая и ада. Вначале отправимся в Ирий. Рай славянских мифов во многом подобен библейскому раю и раям, описание которых дают иные мифологические традиции. Положение библейского рая в книге Бытие определяется областью у истоков Тигра, Евфрата и Аракса, - то есть на Кавказе вблизи озера Ван. Древне-индийский рай находится у горы Меру в Тибете, либо за Гималаями, но Ригведы сохранили память и о дру-гой горе - Рипа: древнеарийской Рипейской горе, известной и другим индоевропейским народам.

Например, древним грекам и римлянам были известны Рипейские горы, входившие в грандиоз-ную систему Кавказских гор. Согласно данным античных карт (Эратосфена, Агриппы и позднее, вплоть до времен готского историка Иордана V в.н.э.) Кавказ опоясывал большую часть земного круга: от Индийско-го моря и до Черного моря, и далее - до Дуная, а на севере к нему примыкали Рипейские горы. Помеща-ли Рипейские горы и в иных недоступных местах, обычно на краю света: на крайнем севере, или на востоке, а также на западе. Такое положение рая имело определенный смысл: рай находится - за пределами дося-гаемости, в духовном, а не в материальном мире.

Впрочем, и в материальном мире есть (или существовали) как бы подобия этого рая. Тайные, свя-щенные места, где человек чувсто другой горе - Рипа: древнеарийской Рипейской горе, известной и дру-гим индоевропейским народам.

Согласно греческим и скифским мифам страна блаженных располагалась в Рипейских горах, - там, где правит Аполлон, где живет Атлант, охраняющий райский сад Гесперид. То есть в стране Атланта - в Гисперии-Атлантиде. Попытаемся отыскать эту удивительную страну.

 

АТЛАНТИДА - ВЕДИЧЕСКИЙ РАЙ.
Где ты - Атлантида?

Атлантида - материк, погибший, согласно древнему преданию, в водах Всемирного Потопа. Види-мо, мифы об Атланте - древнем царе Атлантиды, хозяине сада Гесперид с древом бессмертия, а также ле-генды о гибели его страны легли в основу сказаний о потерянном рае. И поныне атлантологи ищут Атлан-тиду, словно надеются, что в результате этих исканий будет обретен рай. Считается, что начал поиски Ат-лантиды древнегреческий философ Платон. Именно он писал о гибели материка Атлантиды в Атлантиче-ском океане и сообщил, что погибла она 12 тысяч лет назад. Срок, названный Платоном, совпал со сроком окончания Великого Оледенения и с последовавшим за таянием льдов поднятием уровня Мирового Океа-на. Это совпадение произвело большое впечатление в новое время.

Действительно, в 10-м тысячелетии до н.э. происходили крупные геологические катаклизмы, земная кора сотрясалась, освобождаясь от многокилометровой толщи льдов. На побережье накатывали невиданной величины цунами. В древнейших мифах многих народов сохранились воспоминания о той эпохе.

Например, легенда о превращении погибших в водах Потопа людей и богов в камни, видимо, при-надлежит именно к этому времени и рассказывает о валунах, принесенных Ледником и оставшихся после его таяния. Эта легенда известна и древним славянам, и древним грекам. Древнегреческие мифы повест-вуют о Девкалионе, бросавшем после Потопа камни, которые потом превращались в людей. Греческий миф совпадает со славянской легендой, записанной, например, в верховьях Индигирки. В славянской версии камни бросает Адам (библейский Адам заменил более раннего ведического Сварога, или - по другому варианту этого мифа - Дажьбога ).

Однако, древний человек тогда имел простые представления о сверхъестественном, он еще не обрел Знания о богах, о Едином. Двенадцать тысяч лет назад, во время верхнего палеолита, еще не существовало государств, подобных Атлантиде Платона. Очевидно, что основные мотивы мифа о Всемирном Потопе, по-сланном верховным Богом, и о гибели великой цивилизации атлантов принадлежат к более поздней эпохе.

На начальный миф о Всемирном Потопе впоследствии накладывались легенды о потопах, случав-шихся уже после окончания Великого Оледенения. Такие наложения - суть великие исторические обобще-ния, нужно понимать это и отделять описания поздних событий от ранних. Легенда о гибели государства Атлантиды возникла не 12 тысяч лет назад, а в историческое время. Согласно данным археологии, первые крупные цивилизации зарождались в III-IV тысячелетии до нашей эры. Не следует пренебрегать данными точных наук, если мы хотим иметь дело не с фантазией одного, пусть и гениального человека, а с историей древних цивилизаций.

Подобные изменения миф претерпевал во всех районах Земного шара. Например, в Месопотамии миф о Всемирном Потопе заслонился рассказами о потопах, случавшихся в долине Двуречья. Древнешу-мерский потоп, судя по расшифрованным текстам клинописных табличек, затопил древний город Шуруп-пак. В Индии - на древнейший миф о Потопе наложились рассказы о цунами Индийского океана. Так же произошло и в Древней Греции - здесь смешались мифы о Всемирном Потопе и о Потопе Дардановом, во время которого, судя по всему, и погибла Атлантида.

Не следует забывать, что об атлантах писали и до Платона, и что об этой удивительной стране по-вествуют мифы, отличные от платоновских. К тому же - история и геология однозначно отрицают возмож-ность гибели некого материка в Атлантическом океане в десятом тысячелетии до нашей эры.

Тем не менее атланты - это народ, действительно живший на нашей планете. Атланты пережили катастрофу - потоп, крупнейший из когда-либо бывших в историческое время. Речь идет о прорыве Дарда-нелл - Дардановом потопе, реальном событии, бывшем в не столь отдаленную эпоху. Время Дарданового потопа согласно геологическим данным приблизительно определяется промежутком между V и II тысяче-летием до нашей эры (см. напр. книгу "Земная кора и история развития Черноморской впадины", М., 1976).

Рассказы об этом Потопе сохранились в древнегреческой литературе. О нем писал Диодор Сици-лийский, пересказавший легенды жителей острова Самофракии в Эгейском море. Он же в своих историче-ских трудах описал войны атлантов с амазонками, причем атлантов он поселил на берегу Тритонского озера рядом с малоазийским (отнюдь не африканским!) народом - фригийцами. По Диодору это озеро погибло в результате землетрясения.

Атланты Диодора жили где-то в Африке. Однако он не дает ни одного ориентира, который мог бы подтвердить это утверждение. Все приметы земли атлантов, приводимые им, относятся к Малой Азии. Также дело обстоит и со свидетельствами иных античных авторов. Даже Платон, помещавший Атлантиду за Гиб-ралтарским проливом, иногда оговаривается. Согласно Платону, в результате катаклизма, погубившего Ат-лантиду, "провалились под землю" войска праафинян и атлантов, которые пытались завоевать Грецию. Сле-довательно, землетрясение произошло у берегов Греции (именно здесь шли боевые действия ), и Атланти-да, погибшая тогда, находилась где-то поблизости, а не в Атлантическом океане.

Свидетельства иных античных авторов, описавших походы Геракла к саду Гесперид, аргонавтов к стране Атланта, Аристея к стране гипербореев, здесь за неимением места не приводятся, отмечу лишь, что все эти легенды сохранили заметные следы древнейшего малоазийского положения Атлантиды. На крайний Запад, в Атлантический океан ее поместили уже в позднее время, когда истинное положение Атлатиды за-былось и перед греками открылся новый неисследованный океан, за которым - край света и рай, а значит и Атлантида. Атлантида в то время осознавалась не как реальная страна, а как - ведический рай. В духовном мире она и стала - раем. Здесь не время и не место говорить об этом, но это - истина. Прорыв пролива Дарданелл, ныне соединяющего Средиземное море с Мраморным и Черным, был вызван землетрясением чудовищной силы. Последствия катастрофы были грандиозны. Уровень воды в Черном море в короткий срок поднялся более чем на сто метров, затопив огромные площади черноморского побережья. Береговая линия на низменном восточном берегу моря отодвинулась почти на двести километров. Образовалось Азовское море. Вода в Мраморном море поднялась лишь на пятьдесят метров, так как ранее его уровень превышал уровень Черного моря.

Под воду ушла огромная территория - целая страна! И произошел этот потоп в то время, когда господствовало мифологическое мышление, то есть человек общался с Богом и создавал первые мифы - в том числе и мифы об атлантах. Эти мифы сохранились в архаическом греческом фольклоре и в сказаниях иных причерноморских народов, в том числе - славян.

Если посмотреть внимательно на карту палео-Мраморного и Черного морей, на которой отмечены их "допотопные" границы, нетрудно найти мифическое Тритонское озеро, на берегах которого располага-лись города атлантов. Такое положение Атлантиды соответствует описанию страны атлантов в древнегре-ческих мифах, в которых (в отличие от рассказа Платона) Атлантида - это не остров в Атлантическом океане, а часть берега у Тритонского озера. Судя по всему, Тритонское озеро - это и есть палео-Мраморное море, а Атлантида - это Малая Азия. В таком случае города атлантов и мифический сад Гесперид с яблока-ми бессмертия был затоплен близ побережья Малой Азии в Мраморном море. (Кстати, древнегреческое и латинское название Мраморного моря - Marmora, означает: смерть. Не память ли это о той катастрофе? Позднее, когда древний смысл имени был утрачен, оно стало назваться Мраморным - из-за добычи мра-мора, ведущегося на его берегах ).

Память об этой катастрофе сохранили многие мифы о Всемирном Потопе. Затоплению тогда под-вергся весь Черноморский шельф - это была невиданная по своим масштабам катастрофа. От вод потопа людям тогда приходилось спасаться в горах Кавказа (вспомним, что и Ной находит убежище на Кавказе у горы Арарат).

Здесь я лишь прикоснулся к этой большой теме, подробный же рассказ о всех атлантологических гипотезах может послужить материалом для отдельной книги. (Читателей, интересующихся этой проблемой, отсылаю к серии статей, опубликованных мной в журнале "Наука и Религия" в 1991 году.)

Итак, города Атлантиды лежат в Мраморном море всего на глубине около ста метров, вполне дос-тупных для современных подводных археологов. Восстановим прежнюю береговую линию и ландшафт побережья палео-Мраморного моря - Тритонского озера (см. карту). Где находилась столица Атлантиды? По-видимому, в районе самой удобной бухты того побережья недалеко от устья небольшой реки. Именно в таких местах в древности обычно рождались города. Нужно учесть и то, что рядом должна возвышаться гора Атлант, и то, что погибший город - столица Атлантиды должен был располагаться недалеко от проли-ва Дарданеллы (потому что Атлантида погибла не только от потопа, но и от землетрясения, раскрывшего пролив).

Итак, определено местоположение Атлантиды - реальной страны погибшей во время Дарданового потопа. Населял эту страну высокоразвитый народ - атланты, точнее - хатты, протохетты. Культура ат-лантов оказала огромное влияние на культуру многих окружающих народов в том числе и праславян.

Поскольку славяне также народ ведической культуры, которые к тому же соприкасались и с антич-ным миром, и с древними хаттами, они сохранили память об атлантах и об Атлантиде - как о рае, или, по-славянски: Ирии.

Славянский сад Гесперид

В русском фольклоре едва ли не самый популярный сюжет у сказки о путешествии Ивана-царевича за тридевять земель, за тридевять морей за молодильными яблоками. Подобное путешествие совершил в ми-фах древних греков Геракл, ходивший за яблоками из сада Гесперид к земле Атланта.

В русских сказках к этому саду Иван-царевич, как правило, добирался по морю. Видимо, это свидетельствует о путешествиях праславян в Малую Азию к атлантам.

Очевидно сходство этой сказки с мифом о саде Гесперид и титане - Атланте, охраняющем его. В русской сказке титан становится великаншей (в сказке - Усоньшей, у которой из под мышек растут три яблони), а это говорит о древности сказки, возникшей еще во времена матриархата.

Обратим внимание и на былины, в которых действует русский Атлант - великан-гора Святогор. Святогор, так же как и Атлант, мог превращаться в гору. Святогор даже грозил повалить столб, на котором держалось небо. В былине "Святогор и тяга земная" перед тем, как найти сумочку с тягой земной, он хва-стал, что мог бы перемешать "земных с небесными", "переведаться силами с небесною силой":

Кабы в земной обширности был столб,
Да кабы доходил он до небесной вышины,
Да кабы было в столбе в этом кольцо,
Поворотил бы я всю земную подвселенную!

Святогор нашел в поле сумочку переметную (в которой заключена тяга земная) и пытался под-нять ее. Но в славянском мифе это ему не удалось. Для славян Атлант-Святогор - бог, время которого ушло.

Видимо, культура атлантов оказала немалое влияние на раннюю культуру славян. Именно отсюда возникла идея наследования силы Атланта-Святогора Ильей Муромцем, который заменил в поздних пере-сказах ведического бога - Перуна. Атлант и Святогор - родственные боги. Когда появились мифы о сла-вянском Атланте? Чтобы ответить на этот вопрос, совершим путешествие в древнюю историю славян. Ее корни уходят в историю скифов. Культура цивилизации скифов в свою очередь восходит к культуре циви-лизаций индо-иранского, арийского источника.

Огромное влияние культура ариев оказала на неарийские народы Индии, Ирана, Европы. В древно-сти центральная часть Индии, долина реки Ганг, имела название "Арьявата", что означает - "страна ариев", того же происхождения современное название страны Иран. Согласно выводам лингвистов, индоевропей-ские языки разделялись следующим образом: от общего арийского корня ответвились три ветви - индий-ская, иранская и европейская. Европейская ветвь дала новые побеги: славяно-литовскую, германскую и дру-гие, позднее произошло разветвление славян и литовцев. Затем сами славяне разделились на южных славян, западных и восточных. Опустимся в более ранний - "праславянский" период.

 

Арии-праславяне и атланты до Потопа.

Праславяне, как и все индоевропейцы, прошли обычный для многих народов путь становления об-щества и соответствующего ему религиозного сознания. Первичные верования древних людей (в том числе и праславян) составляла вера в духов, в предка, в тотем своего племени.

Проникая все глубже в тайны окружающего мира, предки славян кодифицировали в мифах накоп-ленные знания. Стержень, на который нанизывались последующие сказания - это миф о сотворении мира, об отделении Земли и Неба. Первыми космогоническими богами были Небо и Земля.

В четвертом-пятом тысячелетии до нашей эры в ряде областей (Кавказ, южное Причерноморье и Малая Азия) произошла смена религиозного мировоззрения. Урана и Гею сменили боги доарийского пантеона Кроноса: титаны Иапет, его сыновья - Прометей, Атлант и другие. Так родились и завоевали небо боги атлантов.

Мифы о рождении и битвах богов - это Знание, воспринятое людьми. Знание о прошедшей и бу-дущей человеческой истории. Именно поэтому закат первобытности и установление государственной власти сопутствовал иерархической организации пантеона богов: на небе - в духовном мире, происходило то же, что и на земле. Подобно тому, как рождались боги атлантов, в это же время рождались и арийские боги в Восточной Европе - на территории от Балкан до северного Причерноморья и далее - до Волги и Кас-пия.

Атлантский очаг культуры представляется подобным арийскому: в нем тоже формируются госу-дарства, но там поклоняются иным богам. Культура атлантов скрыта от нас тьмой времени, зато арийская культура и история известны достаточно хорошо. Современные историки миграцию ариев представляют так: вначале древние арии из северного Причерноморья и северных прикаспийских степей (нижнее Поволжье) стали проникать в южное Причерноморье, на Кавказ и в южные прикаспийские области. Существуют и иные точки зрения, но мы останавливаемся на этой, подкрепленной как археологическими данными, так и мифологией.

О волжской прародине сохранилось упоминание в "Авесте", священной книге древних иранцев-ариев: "Я, Ахурамазда, сотворил страну у истоков Ранхи, которая управляется без правителей..." Ранха тождественна птолемеевской реке Ра, то есть - Волге. Также в индийских гимнах "Ригведы" есть упоми-нание о реке Rasa, "великой матери", текущей на северо-западе - по отношению к Индии, - на старой родине. Так же и в Велесовой книге говорится о прародине у реки Ра (Волге), о "зеленом крае", где жили предки славян: " А до этого были отцы наши на берегах моря у Ра реки" /Вел. I. 9 б, 23/.

В середине четвертого или в третьем тысячелетии часть ариев покинула места прежнего обитания. Они, разделившись на два потока, двинулись - одни в Переднюю Азию, Иран (а затем в Индию), другие на Балканы. Они несли с собой арийскую религию. Возглавлял ариев бог грозы и войны - Зевс, он же - Перун, Вотан, Индра, Тешуба. Арии несли с собой земледельческую культуру, обычаи общественной жиз-ни и общественного устройства. Но если в Индии и Иране арийский пантеон богов пришел на смену древ-нейшим верованиям, культу Земли и Неба, то в районе Причерноморья и в Греции арийским богам при-шлось столкнуться с богами атлантов. Тогда и началась титаномахия: борьба богов и титанов. У греков Зевс свергнул Кроноса, у хеттов - Тешуба сверг Кумарби, а у славян - Перун (он позднее трансформировался в фольклорного Илью Муромца) стал бороться со Святогором.

Можно ли определить вероятную область влияния атлантов по ареалу, в котором происходила ти-таномахия?

Потесненные ариями атланты судя по всему не были побеждены полностью. Шел сложный про-цесс взаимодействия и взаимопроникновения культур на территориях, подверженных арийскому влиянию, но была и область, где, наоборот, атланты ассимилировали ариев. Так произошло в Малой Азии, сохра-нившей культуру атлантов-титанов на долгие времена.

Здесь Кронос и титаны победили. Об этом повествует миф о начальной победе Тифона, чудовища, порожденного Кроносом, над Зевсом в малоазийской области Ликии. Зевса, согласно этому мифу, заточили в Корикийской пещере и вырезали у него сухожилия ног. Победу Зевс одержал, по всей видимости, только после окончательной гибели государства атлантов в результате катаклизма - Дарданового потопа.

После Потопа культура атлантов, их космогонические представления, их верования наследуются хеттами - жителями Малой Азии. Хетты также арии. Они говорят на языке, принадлежащем к индо-европейской группе языков, их пантеон арийский. Но они не считают хеттского Атланта - Убеллури чужим богом, восстающим против бога грозы Тешубы. Для них он - свой бог.

Таким образом, атланты были ассимилированы ариями-хеттами. С атлантами, видимо, следует со-относить протохеттское племя хаттили. Кстати, само имя "атланты" - это, скорее всего, эллинское ос-мысление имени хаттили. "Атил" греческому слуху могло показаться созвучным со словом "атлант", что означает по-гречески - неодолимый.

Сохранившиеся таблички с письменами хаттили позволяют сблизить их язык с языками совре-менный кавказских народов абхазо-адыгейской языковой группы. По всей видимости, именно они и явля-ются прямыми потомками великих атлантов.

История атлантов до Потопа - это века их борьбы с ариями. Этот период освещен мифами слабо. Видимо, и тогда существовали мифы о сотворении мира и человека, подобные библейским. Библейский рассказ о потерянном рае, о пришествии смерти возник, по-видимому, еще во времена атлантов. Предки евреев - халдеи унаследовали его у шумеров, а те принесли его после потопа с Кавказа, где они и под-вергались культурному влиянию со стороны атлантов. Такую картину древней истории атлантов и ариев можно воссоздать по мифам.

 

- После Потопа -

В 3247 году до н.э. (согласно вычислениям средневековых богословов) произошел Всемирный По-топ. Эта дата рассчитывалась исходя из данных о продолжительности жизни библейских персонажей, и вероятно она отражает древнейшую традицию.

История той эпохи, по-видимому, такова: землетрясение разрушило Дарданелльский перешеек. Воды Средиземного моря, хлынувшие в образовавшийся пролив, затопили побережье Мраморного и Черно-го морей, в результате многие города атлантов оказались под водой. Погибла древняя цивилизация.

Теперь и в Малой Азии восторжествовала вера арийских племен. Тогда Гермес и Эпиган освободи-ли Зевса из Корикийской пещеры и он навалил на змея-Тифона гору. А в славянской мифологии Перуна из погреба освободили Велес, Хорс и Стрибог, и он победил Скипера-зверя (см. миф, воссозданный в "Песнях птицы Гамаюн").

Тогда часть арийских племен в ужасе побежала от потопа, от моря, которое затопило их родину. Кто-то погиб в водах, кто-то спасся на плотах и ковчегах, подобно Ною, или его шумерским и индийским "родственникам", также пережившим Всемирный Потоп - Зиусудре, Ут-Напиштиму и Ману. Племена ариев начали движение от Черного моря на восток. Они появились в Иране, в Индии - принесли в Индию легенду о спасшемся от потопа Ману. В Иране начался период прото-авестийской, древнеиранской культу-ры, - историки возникновение арийской-авестийской культуры относят ко II тысячелетию до нашей эры. В Индии начался период ведической культуры.

От Потопа же ушли и племена шумеров. Согласно гипотезе немецкого историка Э. Церена, праро-диной шумеров был Кавказ. Видимо, шумеры после потопа ушли с Кавказа и осели в Междуречье. Начался расцвет цивилизации Древнего Шумера. Родился миф о Всемирном Потопе и о гибели Атлантиды.

Очевидно, что библейская родословная человечества не была выдумана в поздние времена. Она - современник описываемых событий. Эта родословная представляет собой попытку объяснения - каким образом после Потопа появились в разных землях люди.

Нам, пожалуй, более всего интересна родословная предков славян и родословная хеттов, унаследо-вавших культуру атлантов. Хетты, сыны Хетовы, согласно Библии, происходят от Ханаана, сына Хама, того самого, который подглядывал за пьяным Ноем. Как известно, Ной за этот "хамский" поступок проклял всех потомков Хама и Ханаана, а значит и хеттов. Может быть, таким образом объяснили несчастную их судь-бу? Остатки великой цивилизации атлантов были поглощены ордами хеттов-ариев, потом хетты были раз-громлены "народами моря" ( судя по-всему - киммерийцами ) в XII веке до нашей эры. Затем хетты попа-ли в зависимость от Ассирии.

А предки славян? По традиции предков славян - скифов производят от Магога - внука Ноя через Иафета. Брат его, по Библии, - Гомер. В этом имени угадывается почти не измененное имя племени кимме-рийцев, соседей скифов, близких к ним по языку и культуре.

Один их христианских отцов церкви Евсевий Иероним в "Книге еврейских вопросов на <<Бытие>>" писал: "У Иафета, сына Ноева, родилось семь сынов, которые занимали землю в Азии от Аммана до Тавра, гор Келесирии и Киликии, до реки Танаиса (Дон), а в Европе до самых Гидир, оставляя местностям и наро-дам имена, из которых впоследствии огромное большинство изменилось, а остальные остаются, как были. Гомер - суть галаты (в библейском имени Гомер не без основания видят эквивалент ассирийского Gimirrai, что должно соответствовать древнегреческим киммерийцам ), Магог - скифы, Тирас - фракийцы".

Отождествление Магога со скифами было произведено еще римским историком Иосифом Флавием. Заметим, что скифы, киммерийцы и фракийцы - народы-соседи. Заметим также, что в Коране Магога на-зывают Маджудж. Сходным образом - Маджак (согласно известию арабского писателя Масуди, автора "Золотых лугов") звали князя славянского племени волынян, некогда объединившего под своей властью многие северные народы. Может быть, это скифский царь VII века до нашей эры - Мадий, воевавший в Сирии и Мидии?

Магога Библия именует также - князем Роша, то есть князем страны Рош (в названии этой стра-ны многие интерпретаторы видели древнее наименование северной страны - Ros, то есть - той, что впо-следствии стала называться Русью). Народ Магога, согласно библейским пророчествам, в том числе и "Апо-калипсису", должен прийти перед концом света из северных стран, и приход его мыслится как одно из ужаснейших бедствий в конце времен. Расстраиваться по этому поводу, наверное, не стоит. Понятно, чем вызвано такое отношение к скифам - достаточно вспомнить, что скифы в библейские времена совершали набеги в Переднюю Азию.

Сравним библейскую родословную славян со скифской. Скифская, в пересказе греческого историка Геродота, выглядела следующим образом: от первого человека Таргитая (по Геродоту - сына Зевса и до-чери реки Борисфена-Днепра) родилось три сына - Липоксай, Апроксай и Колаксай. Когда они подросли, с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Ни старший, ни средний брат из-за страшного жа-ра, исходящего от этих предметов, не сумели их поднять. Сумел лишь младший брат Колаксай, его и счита-ют своим родоначальником скифы.

Следы древней, пересказанной Геродотом родословной, сохранились и в Велесовой книге, в которой также есть упоминание о вожде Кола: "СЕ/БО/УТВРЕ/КОЛЕ/А/БРЕНДЕШЕТЕ/ОНРЕЦ/ЗА/НЕ" (выбрали Кола, и он был для них вождем) /Вел.I.6а,8/. Упоминается этот Кола в легенде о первопредках после Скифа - прародителя скифов.

Мы во тьме тысячелетий нашли упоминание о предках славян. Среди них, конечно, были не только скифы-пахари, но и многие другие в том числе и неарийские народы. Но скифская культура оказала самое большое влияние на культуру славян. Ее следы мы находим повсюду - в мифах, в изобразительном искус-стве, в языке.

Скифы-праславяне жили в лесостепном Приднепровье, где задолго до нашей эры складывались первые славянские мифы. Они соседствовали с греками из греческих колоний, обогащали свою культуру общением с греческой культурой, торговали с греками. Такую картину дают археологические раскопки се-верного Причерноморья. Об этой же торговле говорят и тексты дощечек Велесовой книги. Но не обязатель-но искать корни легенд об Ирии лишь в Приднепровье, поскольку жили скифы-праславяне и иные родст-венные им индо-арии также на другом берегу Черного моря - в Малой Азии.

Следует сказать и о родстве праславян с хеттами. Хетты, наследники культуры атлантов, являются родственниками многих европейских народов. Они обладали удивительнейшим языком и культурой. Лин-гвисты, например, находят в хеттском языке много слов, вошедших затем в европейские языки, в том числе и в славянские.

Считается, что племя гетов, соседствовавших с праславянами в I тысячелетии до нашей эры и жив-ших у устья Дуная на берегу Черного моря - это потомки хеттов, выгнанных из Малой Азии ассирийцами. Впоследствии геты были ассимилированы частью славянами, а частью - другими европейскими народами, например, германцами. Многие античные авторы гетов и фракийцев считали славянскими племенами.

Обратим внимание и на воспоминания о жизни праславян в Сирии до их возвращения к Карпатам и Днепру, сохранившиеся в Велесовой книге ( подробно об этом мы расскажем в комментариях к переводу дощечек). Таким образом - Малая Азия и Ассирия - это территории, на которых в древности жили и пред-ки славян, и хетты. Не тогда ли предки славян восприняли и легенды о рае, о Всемирном Потопе, о мало-азийской Атлантиде?

Итак, Атлантида - ведический рай был затоплен водами Мраморного моря во время Дарданового Потопа. Именно здесь находится славянский Ирий. Теперь отправимся в пекельное царство, в Аид, кото-рый и древние греки, и славяне помещали вблизи современного Керченского пролива.

 

ВЕДИЧЕСКИЙ АИД

Аид - в Керченском проливе? Но Аид древние греки размещали в разных местах, можно назвать десятки адресов входа в Аид. Неоднозначность местоположения Аида, как и ведического рая, говорит о его духовной природе, и тем не менее - на Земле существовали подобия Аида.

Самым известным входом в Аид в позднюю эпоху считалась расщелина у мыса Тэнер на юге Пе-лопоннеса. И все же наиболее древнее место Аида - это район современного Керченского пролива.

Известно, что Гомер поместил Аид не в Средиземноморье, а именно здесь. Гомер основывался на древнейших, до-греческих легендах о царстве мертвых, о загробном мире (первые сведения об этом районе дают легенды об аргонавтах). После внимательного чтения "Одиссеи" Гомера сомнения относительно места Аида немедленно рассеиваются. Откроем поэму:

Прежде, однако, ты должен, с пути уклоняся, проникнуть
В область Аида, где властвует страшная с ним Персефона...
/"Одиссея" пер. В.А. Жуковского/

- и чуть далее, по более точному переводу П.А. Шуйского:

Судно дошло до предела глубокой реки Океана
Там находится город народа мужей киммерийцев...

Гомер определяет точно - Аид расположен там, где находится город киммерийцев. Кто такие ким-мерийцы? Где они жили? О киммерийцах нам точно известно, что жили они у Керченского пролива. Когда-то они были потеснены соседями - скифами. Тогда одна часть киммерийцев ушла за Балканы и там асси-милировалась, а другая часть - осталась и растворилась в местных народах уже во времена греческой ко-лонизации Черного моря. Оставшиеся киммерийцы жили вокруг Керченского пролива, потому в древности этот пролив назывался - Боспор Киммерийский.

Гомер подробно описал Аид. Аид - далеко не курорт. Там холодно, темно, там никогда не появля-ется солнце... И это в районе солнечного Причерноморья? Да, конечно, - у Гомера мы находим такое опи-сание Аида:

Там киммериян печальная область, покрытая вечно
Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет
Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю ль
Он покидает, всходя на звездами обильное небо,
С неба ль, звездами обильного, сходит, к земле обращаясь;
Ночь безотрадная там искони окружает живущих.

Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э. В это и в более позднее время климат Крыма и Кавказа был гораздо суровее, чем теперь. Согласно данным геофизики, промежуток между 1300 и 500 годом до н. э. был эпохой похолодания. Для доказательства суровости климата Причерноморья в то время не нужно загля-дывать в учебники геофизики. Можем открыть, например, Геродота, описавшего климат Скифии (Крыма, Кавказа и части близлежащих территорий). Свидетельству Геродота можно доверять, поскольку он сам со-вершил путешествие из Малой Азии к Ольвии - греческой колонии в Скифии:

"Все осмотренные нами страны отличаются столь суровым климатом, что в течение 8 месяцев здесь стоит нестерпимый холод... Замерзает и море и весь Киммерийский Боспор, так что живущие по сю сторо-ну пролива скифы толпами переходят по льду, переезжают по нему в повозках на другой берег к синдам".

Вспомним и жалобы на холод сосланного в низовья Дуная Овидия, свидетельствовавшего, что в его время Дунай полностью покрывался льдом. Или откроем Вергилия - римского поэта, описавшего совре-менный ему климат этого района в поэме "Георгики".

Там, где скифы живут, где Меотики воды,
Там, где желтый песок Истр мутный течением крутит...
На поле не появляется там травы, ни листвы на деревьях;
Но безобразны лежат под сугробами снега и толстым
Льдом просторы земли, семи локтей достигая.
Вечно зима, и вечно там дышат холодом Кавры.
Более: бледную тень там и солнце вовек не рассеет...
/пер. С.П. Шестовского/

Семь локтей льда! Климат Кавказа и Крыма был в те времена не похож на современный черномор-ский климат. Гомеровский рассказ о климате Аида не фантазия, а документальное свидетельство о земле киммерийцев, расположенной вокруг Киммерийского Боспора (Керченского пролива). Впрочем, даже в древних греческих мифах мы находим и иное описание Аида - рядом с мрачными и холодными асфоделе-выми лугами греки располагали луга Элизиума, куда попадают души праведников. Они получают возмож-ность блаженствовать под теплым Солнцем на этих лугах и, при желании, вновь воплощаться в смертное тело.

Но Гомер описывает не только климат Аида, но и его ландшафт, его реки. Если найдена земля ким-мерийцев, то, наверное, можно найти и реки Аида. Мы вступаем в очень интересную область. Вначале про-чтем отрывок из поэмы Гомера:

Реки увидишь в Аиде Пирфлегетон с Ахеронтом,
Там и Коцит протекает, рукав подземного Стикса,
Там и скала, где шумно стекаются оба потока.
/"Одиссея" пер. П.А. Шуйского/

Одиссей в поэме Гомера пересекает море потом "видит реки Пирфлегетон и Ахеронт". Эти реки стекаются у некого с утеса, рядом с которым расположен вход в пещеру Аида, перед пещерой - асфоде-левый луг, по которому блуждают тени умерших, вышедшие из мрачных глубин Аида, из Эреба.

В саму пещеру Одиссей не входит, но он знает, что там протекает подземная река Стикс. Не следует путать Аид и Тартар. Тартар расположен глубже Аида и в нем томятся тени богов и титанов, свергнутых некогда Зевсом.

Описание рек Аида заставляет нас перенестись в очень отдаленную эпоху. Дело в том, что здесь Гомер описывает ландшафт района, прилегающего к современному Керченскому проливу, - но такой, ка-ким он был приблизительно шесть тысяч лет назад (задолго до плавания Одиссея). Мы уже рассказывали о происшедшем тогда Дардановом Потопе, изменившем очертания берегов.

Дело в том, что до Потопа Черное море не соединялось со Средиземным морем, так как не было пролива Дарданеллы, и уровень воды в Черном море был на сто метров ниже современного. В то время еще не было Азовского моря. По долине, на месте будущего моря, текли, и стекались в одно русло, реки Дон и Кубань.

В таком случае Пирфлегетон - это Кубань, Ахеронт - Дон, либо наоборот. Коцит - это либо Ея, либо Чолбас. Вполне возможно, что тогда Коцит уходил под землю, так же как делают это сегодня реки Ея и Чолбас, и потому считался "рукавом подземного Стикса".

Пирфлегетон часто называли огненной рекой - возможно, это объясняется тем, что она (Кубань) протекает мимо цепи грязевых вулканов Таманского полуострова - Карабетовой горы, Цимбалы, Бориса и Глеба, Ахтенизовской блеваки и т.д.

Перед выходом в море Пирфлегетон (Кубань) и Ахеронт (Дон) стекались в одно русло - в русло Ахеронта. И Ахеронт впадал в Черное море. Продолжения этих русел на дне Азова прослежены и нанесены на карты. Имеет смысл поискать и тот утес, о котором говорил Гомер, у которого стекались Пирфлегетон и Ахеронт. Об Аиде рассказывается и в поэме Аполлония Родосского "Аргонавтика". Эта поэма восходит к мифам об аргонавтах, возникших в до-гомеровскую (а, возможно, и в до-греческую) эпоху. Гомер, безус-ловно, опирался на те описания Аида, поскольку и Гомер, и Аполлоний одинаково рассказывают об Аиде.

Заметим, что аргонавты также приплывают к устью Ахеронта после того, как они проходят через Босфор (Симплегады) и пересекают Черное море. То есть и Аполлоний помещает Аид недалеко от Колхиды (Кавказа) у Керченского пролива.

В гавань они вошли Ахеронтова мыса с охотой.
Вверху мыс воздвигался крутым и высоким утесом,
В море как будто глядясь Вифинское. Скалы же мыса
Гладкие вглубь вкоренились, и море их моет, а окрест
Волны катятся одна за другой, гул подъемля над мысом.
На крутизне ряд платанов растет, ветви вширь пораскинув.
Скатом же от нее ниспускается в сторону суши,
Набок немного беря, лощина с пещерой Аида,
Лесом и скалами прикрытой, откуда морозный
Валит пар, непрестанно из недр поднимаясь холодных.
/"Аргонавтика" пер. Г. Церетели/

Снова упоминается скала, рядом с которой "лощина с пещерой Аида". Вполне возможно, что до затопления недалеко от места слияния палео-Дона и палео-Кубани находилась пещера, прорытая подводны-ми реками, наподобие Новоафонской пещеры рядом с Сухуми. В этой пещере текла подземная река - Стикс. Если существовала эта пещера, то она, конечно, считалась входом в царство мертвых. Там, наверное, располагалось святилище Аида. Жрец этого святилища (Харон) переправлял тела мертвецов в подземное кладбище через реку Стикс.

То, что затопленная ныне местность у Керченского пролива - это и есть местность близ Аида гре-ческих мифов подтверждается и славянским фольклором.

Славяне и их предки праславяне издревле жили у побережья Черного моря в Приднепровье. Об их быте и верованиях подробно рассказал историк пятого века до нашей эры Геродот в книге "Мельпомена".

Видимо, в этот "скифский" период истории праславян (приблизительно в I-II тысячелетии до н.э.) и возник в славянском фольклоре устойчивый образ быстрой реки Дона (его часто в народных песнях, как буд-то оговариваясь, называют морем!), за которым находится царство мертвых. Не воспоминание ли это о киммерийском Доне-Ахеронте, ставшем морским проливом, легенды о котором славяне унаследовали от своих предков скифов, а те - от киммерийцев?

Не ковыль в поле травушка шатается -
Шатался, завалялся добрый молодец,
Пришатнулся, примотнулся к тихому Дону,
Вскрикнул добрый молодец громким голосом своим:
- Кто тут есть на море (sic!) перевозчиком,
Перевезите меня на ту сторону!
Перевезите, мои братцы, схороните меня,
Схороните меня, братцы, промеж трех дорог:
Промеж Тульской, Петербургской, промеж Киевской.
В головах моих поставьте животворящий крест,
В ногах моих поставьте ворона коня,
В правую руку дайте саблю вострую.
/Собрание народных песен П.В. Киреевского. Тула, 1986 г. песни 310, 396/

В песне рассказывается, как некий добрый молодец приходит на берег реки-пролива и призывает перевозчика, чтобы он перевез его в страну мертвых. Три дороги, упоминаемые в песне, - это, видимо, поздняя переработка легенды о трех реках: Ахеронте, Прифлегетоне и Стиксе. Можно вспомнить и камень, который в русских сказках и песнях находится на пересечении трех дорог, или у огненной речки - Сморо-дины, за которой также лежит царство мертвых. "Ничего то вы горы не породили, породили один бел горюч камень, из под камушка течет, течет речка быстрая, по прозванью речка, речка-то Смородинка" /Там же, песня 513/. Возможно, этот камень, нередко называемый "бел горюч камнем Алатырем", и есть та скала, упоминаемая Гомером и Аполлонием Родосским, у которой стекались реки Аида. Перевозчик же, перевозя-щий добра молодца, это, очевидно, старец Харон.

Образ этого перевозчика встречается и в сказке "Марко Богатый и Василий Бесчастный". Само имя богатого купца Марко указывает на место действия сказки. Марко - генуэзское имя, генуэзцы в средние века торговали в Крыму и на Кавказе, строили там города и крепости. Вполне возможно, что имя генуэз-ского купца заменило в сказке имя его предшественника-грека.

В этой сказке Василий Бесчастный совершает путешествие к Змею Горынычу, который, очевид-но, жил в царстве мертвых. То, что именно Змей был владыкой этого царства, подтверждают многочислен-ные сказки и былины.

Василия к Змею перевозит некий перевозчик "старый дед, до колен борода". Перевозчик просит Ва-силия узнать у Змея Горыныча - то есть у владыки царства мертвых, у Аида, долго ли ему еще перевозить, долго ли ему маяться? Василий узнает, что перевозчику достаточно передать кому-нибудь свое весло и от-толкнуть лодочку. Впоследствии славянский Харон передает свое весло Марко Богатому и уходит на покой.

Славянский Аид - Пекло всегда описывается одинаково. И это описание близко к тому, которое мы находим в греческих мифах. "Вот пошел Василий дальше. Шел, шел, пришел на зеленый луг (асфоделе-вый?). На лугу большой дворец из человеческих костей выстроен".

Кроме Змея Пеклом-Аидом управляла и женщина, жена Змея, подобная греческой Персефоне. Имя ее сохранилось в славянских легендах и сказках. Ее звали Марена. В сказках ее часто именовали Марьей Моревной - так как она жила близ моря. Заметим, что почти также "Мараной" называли Смерть древние индийцы-арии, которые, как полагают, пришли в Индию из-за Гималаев и с Кавказа. Это говорит о том, что образ Марены возник во времена индоевропейской общности во II-III тысячелетии до н.э., когда предки многих индоевропейских народов, в том числе и скифов-праславян и ариев-индоиранцев, говорили на одном языке. Не всегда Пекло помещали под землей, иногда указывались и горы. Так же и в греческих мифах: Прометея то низвергали в Тартар, то - приковывали к горам Кавказа. Легенды о некоем прикован-ном великане, знают и многие кавказские народы. Например, в грузинском эпосе есть легенда о прикован-ном к скалам великане Амирани, который восстал против Бога и был наказан. А абхазы рассказывают по-добную легенду о богатыре-нарте Абрскиле. Перепевы греческих, а возможно, и до-греческих легенд об Аиде, местоположение которого - Керченский пролив и Кавказ можно найти в фольклоре многих кавказ-ских народов.

- * -

Итак, мы определили местоположение Пекла - Аида и Ирия - славянского рая. И Пекло, и Ирий оказались скрыты под водой. Пекло - у Керченского пролива, а Ирий - сад Гесперид в Мраморном море.

Географические и исторические границы мифологического мира определены. Но прежде чем приступить к рассказам о мифах "Песен птицы Гамаюн", следует коснуться еще одного - важнейшего вопроса, разрешение которого облегчит нам восприятие древней славянской культуры, ее магической симво-лики.

Зададимся вопросом: как могли существовать в древности сложные мифологические сказания, пес-ни? Как могла быть создана сложная мифологическая и религиозная система, если не существовало пись-менности?

Конечно, мы не имеем достоверных свидетельств о существовании письменности в древнейшее время - речь идет о III-II тысячелетии до н.э.! Но это еще не говорит о том, что письменности не было. Есть основания полагать, что праславяне создали свою оригинальную систему письма - так называе-мую "узелковую письменность".

 

Толковый словарь основных мифологических персонажей и ритуальных понятий.

АЛАТЫРЬ - "всем каням камень", центр мироздания, священная скала в Рипейских го-рах, также - скала у входа в Пекло на берегу реки Смородины. Его называют и горой, и "малым студеным камнем". По преданию камень Алатырь упал с неба, на нем были напи-саны письмена с законами Сварога.

АЛКОНОСТ - светлая птица, инкарнация (воплощение) Хорса. Сестра других светлых птиц - Рарога, Стратима. Управляет ветрами и погодой. Когда она рождает детей на "крае моря" семь дней стоит безветренная погода.

БЕЛОВОДЬЕ - другое имя Ирия-рая. Ирий получил это имя из-за молочной реки, теку-щей по раю из вымени небесной коровы Земун.

БЕРЕЗАНЬ - райская местность, одна из Рипейских гор, также - название острова, по-добного острову Буяну, либо - Атлантиде. На острове (горе) Березани растет солнечная береза вниз ветвями и вверх кореньями.

БОГУМИР - прародитель ряда славянских племен: русов, северян, полян, кривичей, дрего-вичей.

БУРЯ ЯГА УСОНЬША ВИЕВНА - супруга Велеса, богиня смерти. Хозяйка избушки, стоящей на границе двух миров. Вместе с Велесом победила Дажьбога и приковала его к дубу.

БУЯН - райский остров в Восточном море, подобен Атлантиде, Макарийскому острову.

ВЕДЫ - "ведение", священная книга древних славян. Также книги ведической религии Индии: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа; и Ирана - Авеста.

ВЕЛЕС - бог богатства и скота, проводник в загробный мир, сын небесной коровы Зе-мун. Супруг Бури-Яги. Велес, подобно Шиве, бог - Разрушитель Вселенной. В другой ипостаси - он бог мудрости. В Южной Руси считался противником Перуна. Соперник Пе-руна в сваде- бном мифе, низвержен на Землю с небесного свода. В Северной Руси - один из верховных небесных богов.

ВИЙ - царь подземного мира, сын Черного Змея, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги.

ВОЛХ - бог войны, сын Матери Сырой Земли и Индрика-Змея, супруг Лели. Свергнул с престола своего отца Индрика, взял в жены царицу темного царства - Пераскею, стремился покорить Рипейское царство и весь мир, но из за любви к Леле отказался от своего намерения.

ВОРОН - олицетворение всех темных сил, инкарнация Черного Змея, один из творцов мира - сотворил ущелья, горы.

ГАМАЮН - птица вещая, говорун. Инкарнация Велеса - бога мудрости. Посланник богов - она пропевает книгу "Песен". Гамаюн прилетает на блаженный Макарийский остров, на-ходящийся "под самым востокомсолнца близ рая".

ГОРЫНЯ - горный великан, может обращаться в Змея Горыныча, охраняет темное царство.

ГРИФОН - могучая птица-собака. Грифоны преграждали путь к Рипейским горам, охра-няли золото Ирия. Также грифоны стерегли проход в пекельное царство.

ДАЖЬБОГ - один из древнейших славянских богов, бог всей Вселенной, солнечный бог, сын Перуна и русалки Роси, прародитель русского народа. Согласно Велесовой книге породил русских людей "через корову Земун". Победил Велеса и освободил коров и во-ды. Победил Кащея и вызвал Всемирный Потоп. Супруг Златогорки, Марены, Живы.

ДАСУНЬ - темное царство, населенное дасу - демонами, или представителями неарий-ских, неславянских племен.

ДИВА-ДОДОЛА (Перунница) - супруга Перуна, дочь Семаргла. Богиня грозы и молнии, также отвечает за дождь и плодородие Земли.

ДНЕПР - бог реки Днепра, отец русалки Роси.

ДОЛЯ - добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу.

ДУБЫНЯ - лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство.

ЖЕЛЯ - от слова "жалеть", божество похоронного обряда, сестра Карны.

ЖИВА - богиня жизни, весны, третья супруга Дажьбога. Спасла Дажьбога от своей сест-ры - Марены.

ЗЕМУН - небесная корова, мать Велеса. Спасла своего сына от разъяренного Перуна. Из ее вымени течет молочная река по саду Ирия.

ЗЛАТОГОРКА - великанша, первая супруга Дажьбога. Погребена в каменной гробнице, в святых горах, близ Арарата.

ИНДРА - "владыка", главный бог ведического пантеона. Громовержец. В Велесовой книге упоминается, как верховный небесный бог, который вместе с Перуном устраивает битвы.

ИНДРИК-ЗВЕРЬ - царь темного царства, свержен с престола и убит своим сыном Вол-хом. Отец Волха от связи с Матерью Сырой Землей. Супруг змеи Пераскеи.

ИРИЙ (Вырий, Сварга) - славянский рай, расположен в Рипейских горах. Правит Ирием Сварог. В Ирии собираются и пируют небесные боги. По Ирию течет молочная река.

КАРНА - от слова "карить" - божество похоронного обряда, сестра Жели.

КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ (Трипетович) - сын Матери Сырой Земли, владыка темного царства, бог земледелия у племени, враждебного славянам, также - славянский Аид, царь царства мертвых. У греков ему соответствуют Триптолем и Аид. Противник Ярилы и Дажьбога.

КИЙ - сын Орея, внук Дажьбога, прародитель русских людей, основатель Киева.

КИСЕК - один из мифологических прародителей русских людей, племя Кисека соедини-лось с племенем Орея.

КРИВДА - богиня, олицетворение всех темных сил, противница Правды.

ЛАДА - женская ипостась Рода, супруга Сварога, богородица. Лада - матерь богов, она же - рожаница, спутница Рода, "матерь - Родиха", помогающая при родах. Защищает верующих перед Богом.

МАГУР - птица Индры, его инкарнация. Упоминается в Велесовой книге.

МАКОШЬ - мать счастливого жребия. Вместе с помощницами Долей и Недолей она оп-ределяет судьбу людей и богов. Она - пряха, прядет нити судьбы, подобно античным мой-рам. Макошь ходит по Земле в виде молодой женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты.

МАРЕНА (Мармара) - богиня смерти, зимы, вторая супруга Дажьбога. Украдена Каще-ем Трипетовичем, впоследствии - его жена и противница Дажьбога. Сожжена Дажьбогом.

МАТЕРЬ СВА - птица, инкарнация Великой Матери - Лады. Покровительница Руси. В Велесовой книге образ птицы Сва совмещает образы многих фольклорных птиц, прежде всего - птицы Гамаюн.

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ - богиня земли, плодородия, подобная греческой Гее. Мать Змей, Горынычей, Волха.

МОГОЛ - могучая птица, унесшая Сурицу с горы Березань, чтобы оживить Перуна. Она же вынесла из подземного царства Велеса.

НАВЬ - темная сила, управляющая миром, одновременно - загробный мир, "тот свет". Также - философское понятие, аналогичное понятию Инь в китайской философии, тамас в индийской философии (пассивные силы, пытающиеся сохранить мир неизмененным). Противостоит Яви.

НЕДОЛЯ - богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.

ОБИДА - лебедь, птица печали, обиды. Всегда противостоят Орлу, Соколам - птицам вер-ховных светлых богов.

ОРЕЛ - птица Перуна Громовержца, его инкарнация. Именно Орел в мифах многих наро-дов сопровождает Громовержца. Громовержец может превращаться в Орла, может ле-тать на Орле, посылать его выполнять различные поручения.

ОРЕЙ - мифологический прародитель русских людей, сын Дажьбога и Живы. Возможно, его имя происходит от "арий" - "пахарь". Отец Кия, Щека и Хорива.

ПАТАР ДЫЙ - бог ясного неба у многих индоевропейских народов. Близок Сварогу, Пе-руну, Зевсу, Свентовиту.

ПЕКЛО - славянский Аид, или ад. В разное время им правили различные Змеи и чудовища - Черный Змей, Чудо-Юдо, Скипер-Зверь, Индрик-Зверь, Волх, Велес, Кащей. Пекло, как и Аид, разделяется на три уровня, подобные греческим Тартару (самый глубокий уро-вень), Эребу (подземному пекельному царству), и собственно Аиду - надземной местно-сти перед входом в подземное царство (эта местность и есть - темное царство).

ПЕРАСКЕЯ - Змея, царица подземного царства, супруга Индрика-Змея, а потом - первая жена Волха. Убита Велесом.

ПЕРУН - Громовержец, бог грозы и войны. Сын Сварога. Супруг Дивы-Додолы и отец Дажьбога. Был замещен Ильей Пророком, а в фольклоре - Ильей Муромцем и Егорием Храбрым. Победил зверя Скипера, Чудо-Юдище - Поддонного царя.

ПРАВДА - богиня, олицетворение светлых сил, противница Кривды.

ПРАВЬ - одно из основных понятий славянской философии. Понимается как всеобщий закон, установленный Дажьбогом. Согласно этому справедливому закону существует мир. Это понятие подобно саттве индийской философии (ясность, абсолютная реальность, гармония).

РА - река Волга. Различают Ра реку, текущую по Земле и небесную Волгу, отделяющую Явь от небесного царства.

РАРОГ - сокол, огненная птица, инкарнация Сварожича-Семаргла. Рарог, согласно народ-ным представлениям, мог появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей выси-живает человек на печи.

РИПЕЙСКИЕ горы - мифические горы, где находится сад Ирия. Известны по греческим-скифским и индийским мифам.

РОД - Главный бог славянского пантеона, творец - "родитель" вселенной, всего видимого и невидимого мира. Вначале он был заключен в "мировом яйце", потом он разбил его. Род - наименее персонифицированное божество славянского пантеона - "отец и мать всех богов".

РОСЬ - дочь Днепра, русалка. Родила от Перуна Дажьбога. Считается прародительницей русских людей ( через Дажьбога). Потому мы - сыны Дажьбога и "русские", то есть - по-томки Роси.

САРАЧИНСКОЕ ПОЛЕ - поле, отделяющее Русь от стран Востока, за которыми распо-ложен Океан, а за Океаном - сад Ирия, который посажен на Земле. В отличие от земного - небесный Ирий в Рипейских горах и мир Яви разделяет небесная Ра река.

СВАРОГ - мужская половина, ипостась Рода. Также бог-творец. Он завершает творение Вселенной, устраивает "поднебесную", достает с помощью уточки Землю из первичного Океана. Сварог - небесный кузнец. Когда он ударил молотом по "бел горюч камню", родился бог огня Сварожич-Семаргл. Он населил Землю, создал первых людей из камня, научил их кузнечному ремеслу. Дал им законы. Он супруг Лады и отец многих богов.

СВЕНТОВИТ - бог неба и света у балтийских славян. Идол Свентовита стоял в святили-ще в городе Араконе.

СВЯТОГОР - сын Вия, охраняет столб, поддерживающий небо. Подобен греческому Ат-ланту.

СЕМАРГЛ - согласно Велесовой книге, бог огня. Его инкарнацией является птица Рарог. В первой битве светлых и темных сил он победил Черного Змея - Морского царя. Он - бог огненных жертвоприношений, посредник между людьми и небесными богами.

СИРИН - темная птица, инкарнация Велеса, Кащея, Змея - то есть царя подземного мира. Сирин - от головы до пояса - человек, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забы-вает все на свете и умирает.

СКИПЕР-ЗВЕРЬ - царь надземного Пекла, (у греков Аида). Главный противник Перуна. Вначале он победил Перуна и закопал его в Землю. После освобождения Перуна был им побежден и завален Кавказскими горами.

СМОРОДИНА - огненная река между светлым и темным царством. Видимо, соответст-вует Дону, либо - Кубани.

СТРАТИМ (Страфиль) - в славянской народной мифологии заменяет Алконоста, вопло-щение Стрибога - бога ветров. Управляет погодой на море.

СТРИБОГ-Сварожич, сын Сварога. Бог вихря, урагана. Ветры - стрибожьи внуки. Вместе с другими богами освобождал Перуна из заточения.

СУРИЦА - напиток и богиня. Приготавливается из забродившего меда, с использованием хмеля, других трав и молока. В индийской мифологии - дочь солнца и невеста Сомы (иранского Хомы, русского Хмеля).

СУНЕ, СУРЬЯ - Солнце, божество солнца.

ТРИГЛАВ - ведическая Троица, Тримурти. Согласно различным мифологическим тради-циям в Триглав включали разных богов. В Новгороде IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) - из Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве, видимо, - из Сварога, Перуна и Дажьбога. Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице.

УСЫНЯ - великан, охраняет проход в пекельное царство.

УТОЧКА - птица, породившая мир. В легендах о сотворении мира ее часто заменяет сата-на. Иногда она раздваивается и предстает в виде белого гоголя (который и есть бог) и черного гоголя - сатаны.

ФИНИСТ - сокол, птица-воин, инкарнация бога войны - Волха, защитник Руси.

ХВАНГУР - одна из Рипейских гор Ирия, упоминается в стихе о Голубиной книге.

ХМЕЛЬ - растение и бог, имеет несколько ипостасей: 1) растение, из которого приго-тавливают божественный напиток, 2) бог Хмель, аналогичный индийскому Соме и иран-скому Хоме, жених Сурьи, дочери Солнца.

ХОРИВ - (Горовато) брат Кия, сын Орея, по Велесовой книге - прародитель славянского племени хорват.

ХОРС - бог Солнца и солнечного диска. Сын Сварога. Супруг Зари-Зареницы. Вместе с другими богами освобождал Перуна из заточения.

ЧЕРНЫЙ ЗМЕЙ - воплощение всех темных сил, родился от мировой Уточки в начале творения. Низвержен в подземное пекельное царство, подобное греческому Тартару.

ЧЕРНОМОР, ЧУДО-ЮДИЩЕ, МОРСКОЙ ЦАРЬ - царь подводного мира, и темного царства, противник Перуна в свадебном мифе. Низвержен Перуном на морское дно.

ЩЕК - (Пащек) брат Кия, сын Орея, прародитель чехов (согласно Велесовой книге).

ЮША - Змей, несущий Землю. Имя его сохранилось в народных говорах, родственные имена - Яша, Ящер. Славянский "родственник" индийского змея Шеши.

ЯВЬ - светлая сила, управляющая миром, одновременно - сам этот светлый мир, "белый свет". Также - философское понятие, подобное понятию Янь в китайской философии, раджасу в индийской философии (активные силы, пытающиеся изменить мир). Противо-стоит Нави.

ЯРИЛО - сын Матери Сырой Земли и Рода, бог земледелия, плодородия. Противник Ка-щея Трипетовича, был обращен Кащеем в Зайца, потом его расколдовала Буря-Яга.

ЯСУНЬ - понятие противоположное дасуни. В зависимости от контекста может означать Ирий, Небо, небесных богов, славян-ариев.


 

 
К началу страницы
 

 

 

  

 

Hosted by uCoz