На главную страницу Для чтения... Что посмотреть... Словарик Другие интересные места Ваши впечатления

  

Добавить в избранное

Сделать стартовой

  

 

 

  

Оставьте свое мнение о сайте в гостевой книге

 

E-Mail

  

   

ВЯЗЬМА В ЯЗЫЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РУСИ

Древний русский город Вязьма это маленький город, тесно связавший свою судьбу с судьбою Русского государства. "И город тот исстари русский, а сколь давно и от какого случая построен - того не ведомо", - свидетельствовал в 1725 году автор описания городов и уездов Смоленской провинции. Время возникновения города до сих пор точно не установлено. Историки полагают, что как город сформировался он в течении IX - XI вв. Официальная дата упоминания города в письменном источнике относится к 1239 году, но эта версия ошибочна, самая вероятная это 1219 год, но она имеет тоже свои нюансы.
   По мнению известного вяземского краеведа И. П. Виноградова свое название Вязьма получила от местности на которой расположен город, то есть топкие, глинистые почвы, болотистая местность. Но мы склонны думать, что  слово Вязьма не только топографическое но и этнографическое название. По мнению Виноградова оно является не славянского а финского происхождения. Он считает, что фино-угорское племя проживающее на реке Вязьма называлось "Весь", и название города Вязьмой произошло от названия Веси и только впоследствии это финское название отождествилось с русским корнем "вяз". Славянская колонизация сюда направилась весьма рано, и народонаселение первоначально было смешанным, наконец, славянское племя окончательно поглотило финнов, оставив о них память в некоторых названиях рек.
    До сих пор ведутся споры о месте происхождения города. Существуют три версии: первая, что город берет свое начало от Соборного холма - центр современного города, вторая версия это место сплетения реки Вязьма и реки Бебря ( берет название от Бобра) и наконец последняя версия это место в двух   километрах к юго-западу от современной Вязьмы , Русятке, я считаю эту версию самой интересной. Каждая из этих версий имеет право на существование и вполне конкретно обосновывается.
    Вполне логично, что древние кривичи передерживались языческой веры. Об этом свидетельствуют многочисленные раскопки в Вязьме и районе. Самым почитаемым божеством у кривичей были Ярило и Перун. Наши предки издревле почитали Бога Солнца, так как в основном их труд был связан с землей. Перун так же почитался славянами, так как вязьмичам часто приходилось мужественно бороться с вражескими племенами. В Вязьме существовал Ротвин колодезь. "Рота" - означает клятва. Этот колодезь - клятвенный. Здесь когда - то совершались сделки и для прочности договора пили воду. В этом отражалось так же языческое почитание стихии воды. Сейчас известно о некогда существовавших в Вязьме трех капищах. Все они находились в современном центре города.
   Первые археологические раскопки на территории города проводились в 1908 году, известным смоленским краеведом Е. Н. Клетновой. Ей было обнаружено древнее городище и селище в районе Русятки. Но датировать это городище она не смогла, это сделал Е. А. Шмидт. Он отнес культуру городища к мощенской культуре ( 4 - 5 тыс. н. э. ). Остатки городища имели следы большого огня, следуя этому можно предположить, что городище на Русятке было уничтожено при пожаре, существует мнение, что его сожгли татары и новое место город нашел на современной территории ( пример Рязани ). Довольно подробные раскопки проводил на территории Русятки П. М. Запорин в 50 - ые годы XX века. Он так же обнаружил здесь городище, селище и курганы. В них оказались типичные погребения кривичей. В X веке захоронение производилось путем трупосожжения, позднее, в XII-XII веках трупоположением. Анализ курганного инвентаря дает возможность установить уровень технических навыков, главным образом, по обработки металлов, наличие торговых связей, а так же узнать религиозные представления славян. Орнамент на сосудах, изделиях, тканях в виде эмблемы солнца ( свастики ) дают право утверждать, что еще в XIII веке вязьмичи на некоторых территориях района еще придерживались язычества, когда сам город уже принял христианство.. Серебренные амулеты в виде серпиков - лунниц женщины носили в честь луны, покровительнице любви. Всякого рода амулеты: зубы зверей, проколки, бубенчики свидетельствуют о магических представлениях. Так же было установлено, что жители Русятки вели активные торговые связи, были найдены шиферные прялица для веретен изготавливались в Овруче. С Урала привозились цветные металлы. Жители Русятки обменивали их на продукты сельского хозяйства, охоты и бортничества.
    Здесь же на Русятке, на "духов день" устраивался языческий праздник "горка", а в седьмой четверг после пасхи "семик" проходили веселые народные гуляния. "Семик" является особым древним славянским обрядом, с поминанием усопших, а так же с весенней земледельческой обрядностью. Провидение "Семика" в древности предшествовало "Русальной недели" ( 8-ой по пасхе ). В четверг на зеленой недели или Троицкой недели девушки и даже женщины, боясь прогневать русалок, что бы они не испортили скотины, не работают называя этот день "Великий день для русалок". Взрослые девушки в этот день плетут венки и бросают их в лесу русалкам, что бы они добыли им суженных и ряженных, после чего тотчас убегают. По их мнению, в этих венках русалки рыскают во ржи.
   Все эти гуляния на Русятке были очень популярны среди вязьмичей очень долго, и несмотря на времена они свято верили и хранили древние славянские обряды и традиции предков. Сама Русятка до сих пор является популярным и любимым урочищем среди вязьмичей. Таким оно было с древних времен. Свое название эта местность берет от маленькой реки, которая вскоре совсем пересохнет, некогда она впадала в Вязьму реку.
В изданной в 1880 году книге "Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия" А. Забелин, приводит высказывание проф. Снегирева о том, что многие священные реки у литовцев и славяноруссов назывались Руссами и Россами. Вполне вероятно, что и вяземская Русятка в далекие времена по этой же причине получила свое название.
   Теперь с помощью археологических документов можно судить о культуре и верованиях кривичей. Судя по находкам Клетновой, Запорина, Сергиной и многих других археологов, древние славяне проживающие на территории Вязьмы и ее района передерживались язычества, как и многие русские племена IX-XI веков. И до сегодняшних дней в вязмичах крепки древние народные традиции.
    Свое отражение языческая вера имеет и в гербе Вязьмы. Герб Вязьмы, полностью повторяет  Смоленский герб, но в вяземском в верхней части герба изображено титло - знак сокращения в старорусском правописании. То есть по значимости Смоленск был первым а Вязьма как бы является младшим братом. Так же схожесть гербов символизировало, что у Смоленска и Вязьмы сходная историческая судьба - быть городами крепостями, на пути захватчиков к Москве. Оба города всегда мужественно охраняли сердце России - Москву, принимая первый удар на себя. На гербе изображена пушка, повернутая к западу и мифическая птица Гамаюн, сидящая на ней. Пушка как одно из самых устрашающих орудий, символизировала неприступность наших городов, и как бы предупреждала его врагов, что под стенами города они получат достойный отпор. Птица Гамаюн, символизировала стремление славян к миру, счастью, благополучию.

 

 

 
К началу страницы
 

 

 

   

 

Hosted by uCoz