На главную страницуДля чтения...Что посмотреть...СловарикДругие интересные местаВаши впечатления

  

Добавить в избранное

Сделать стартовой

  

 

 

  

Оставьте свое мнение о сайте в гостевой книге

 
E-Mail
  

 

Краткий исторический очерк

© Фонд возрождения и развития русской народной культуры Ладога
E-mail: ladoga@rw.ru

 

K началу V тысячелетия до Р.Х. по Уралу и Волге на берега Каспия пришли с Севера арии - предки всех индоевропейских народов. Отроги Хибин – родина ариев. Основной массив пришельцев осел в этих плодородных местах и проник в дальнейшем в Причерноморье и в бассейн Днепра, другая же часть ушла дальше — покорять невиданные царства.
Частью осев на Иранском плато, завоеватели пересекли Загросское нагорье, и, спустившись в долину Синнеара, создали там неповторимую Шумерскую цивилизацию. Другие же роды перевалили через Гиндукуш и покорили Индию. Таким образом единая племенная общность оказалась разделена на части северную — Черноморо-Каспийскую и Южную — Индо-Иранскую, начавшие собственное историческое бытие.
Во II-I тысячелетиях до Р.Х. северные арийские племена смещаются под давлением с Юго-Востока иранских кочевников - роксомонов/россоланов - и уходят на Северо-Запад, заселяя лесную зону Европы от Днепра до Пиринеев. Исследования древнейших мифов подтверждают это: “Как следует из северных хроник, Зигге, вождь азиатского племени Азер, привел его с Каспийского моря на север Европы. Он прошел от Черного моря через нынешнюю Россию, где оставил в качестве правителя одного из своих сыновей; то же сделал он в теперешних Саксонии и Франции. Затем он двинулся в Данию, которая признала в качестве правителя его пятого сына Скольда, и оттуда - в Швецию. Тут Зигге и правил. Сам он взял имя Один...”[Р.Макой]
Роксомонов/россоланов очень часто возводят в мифических предков Русов, отталкиваясь от словесных созвучий. На самом деле этноним “рокс” это искаженная греческая передача иранского “равш” — “достоинство”. Греки называли степных роксоланов “скифами”, а смешавшихся с остатками арийцев — “антами”.
Впоследствии, во II–IV столетиях по Р.Х. большая часть роксоланов и антов была ассимилирована массивом активно расселявшихся алтайско–южно–сибирских кочевых племен. Эти племена частью прошли через Прикаспийские и Причерноморские степи в Среднюю Европу, частью остались, образовав новое население этих земель.
Это новое население Причерноморья следует именовать “поланами”, используя тот этноним, который они принесли с собой на территории, освоенные ими, и сохранившийся во множестве названий отдельных племен, их населенных пунктов, рек, местностей (Поляне, Полочане, Полочаки, Половцы, Полоцк, Полесье, Полония (Польша), Полоть, Полонец, Полтава).
За “людьми поля” в дореволюционной русской, а также в советской исторической науке так же прочно, как и безосновательно удерживается название “славяне”. Это неверно. “Люди поля” принадлежат, в отличие от настоящих славян, к западно–динлинским племенам, их родина — западные склоны Алтайских гор. Говорили эти восточно-европейские племена на сибирском наречии, включившем в себя огромный пласт северо-арийских и иранских слов. Культы, отправлявшиеся ими, восходили к иранским: верховным “богом” считался бог Солнца Хорс. Все культурные достижения, названия и термины, связанные с религией, скотоводством, земледелием и обработкой металлов, они заимствовали у арийцев и иранцев.
Оседлые племена “людей поля” дали начало большей части восточноевропейского населения, их племенные общности перечисляются в “Повести Временных Лет”: поляне, древляне, волыняне, дулебы, уличи, тиверцы, северяне и кривичи. Таким образом получается, что, за исключением вятичей и радимичей, “в массе своей “славянское” население восточной Европы представляло из себя ветвь алтайских монголоидных тюркутов, родственных хазарам, барсилам, телесцам и печенегам.” [Гумилев Л.Н. “Ритмы Евразии”].
Но вернемся к истории Русов и Славян.
Итак, во II–I тысячелетии до Р.Х. арийцы заселяют лесную зону Европы, приходя в соприкосновение с кельтами и оттесняя их к Западу, за Пиренеи.
Во II веке до Р.Х. финно-угорский народ — готы, прибывший с острова Готланд к устью Вислы, вклиниваются между арийскими племенами, разделив их на (условно) Западных и Восточных. Эта изоляция положила начало возникновению диалектных и культурных отличий между Западными (франки, тевтоны, алеманы) и Восточными (ругии, вандалы, свевы) племенами.
Юго–восток Европы с его мягким климатом сильно привлекает к себе пришельцев, и в 72-58 годах до Р.Х. племя Свевов, пройдя от верховий Вислы, вторгается в пределы Римского государства и только благодаря усилиям Цезаря изгоняется оттуда. В 12 году до Р.Х. римляне решают нанести “варварам” окончательное поражение и не только покоряют часть их, но и навязывают покоренным свои законы и свой язык — латынь, делая из “хороших варваров — плохих римлян”, по хвастливому заявлению одного из царедворцев Октавиана.
С этого момента начинается разделение арийцев на подвергшихся романизации — “немцев” и избежавших ее. “Онемевшие” Западные племена смешались с кельтами и латинянами, а их язык впитал в себя корни и строй языков “более древнего населения Европы, обитавшего там, вероятно со времени позднего палеолита и мезолита, и говорившего на недошедших до нас языках, которые можно условно называть палеоевропейскими. Многие лингвисты считают, что германские языки сложились в процессе ассимиляции арийцами какого-то доиндоевропейского языкового субстрата....” [Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. “Расы, Народы, Культуры”]
Окончательно это разделение оформилось благодаря распространению римского католицизма: “Немцев сотворила и искусственно обособила в отдельный народ католическая церковь. В папских владениях обязательным языком для церкви и для администрации была латынь. Однако это было невежественное время, и действительной латыни люди почти не знали, их, по приказу, “латинизировали” как могли, и этой латинизацией образовали псевдо или “рыночную” латынь, из которой и образовался немецкий язык. Создателем литературного или современного немецкого языка является Мартин Лютер, переведший “Библию” на один из множества диалектов.
На землях, где сейчас живут немцы, есть киммерийская культура, есть галштадская и лужицкая культуры. Немецкой, французской, или другой германоязычной культуры на землях, населяемых германоязычными народами нет. Как нет и самобытного “прагерманского” языка.”[Безверхий В.Н. “Философия Истории”, СПб, 1993]
Дальнейшая история Европы - это история образования племенных союзов и борьбы этих союзов с Римом, готами, кельтами и между собой. Позднее в пестрый ансамбль населения Европы вторгается новая мощная струя, сдвинувшая существующие границы и перетасовавшая племена — Орда гуннов ранее до того кочевавшая в степях современной Киргизии. Орда гуннов была неоднородна. Костяк ее составляли самодийцы — манси и представители других финно-угорских и восточносибирских племен, кроме них в ней было множество восточноевропейцев и арийцев. Возглавляли ее арийские вожди.
Вторгнувшись в Европу под предводительством Велимира, гуннская Орда сразу разбила и подчинила своей власти аланов и остготов. После столь удачного вторжения в Европу гунны разлились по всей нынешней средней России, восточной Германии и Венгрии. К тому времени расклад населения Центральной Европы был следующий. Аланы, узкой полосой располагались между Днестром и Дунаем. Западнее их сидели Руги (Русы) - в нынешней Австрии. Вандалы (Венеды) располагались в Паннонии, а Свевы в Моравии и Богемии. Бургунды сидели по Неккару и Майну, Аллеманы располагались по Восточному берегу Верхнего Рейна, Франки, делившиеся на рипуарских и салических — по обоим берегам и при устье Рейна. Саксы сидели в низовьях Эльбы, Англы — у Тюрингенских гор, Тюринги по другую сторону — в средней Германии, Лоногобарды - в низовьях Эльбы, Фризы на побережье Северного моря.
Нашествие гуннов вызвало всеобщее смещение народов, подняло их с исконных мест. Оно предопределило и вторжение в Италию Ругиев в союзе с другими племенами, произошедшее под руководством конязя ругиев Радегаста в 405 году. Только старанием гениального Римского полководца Стилихона они были остановлены, а сам Радегаст убит в бою. Сменивший его вестгот Аларих, дважды осаждает Рим, и 24 августа 410 берет его штурмом.
Осенью того же года Аларих умирает и предводителем войск становится Атаульф, который в 412 году уводит союзников из Италии, стремясь, возвратится на родину. Но в Европе за те несколько лет, пока союзники действовали на Аппенинах ситуация резко изменилась. Союзники, покинув Апеннины, встречают в Центральной Европе энергичный отпор сдвинувшихся со своих мест племен и поворачивают частью на Север, частью на Запад.
Та часть Венедов и Свевов, которая направилась на Север, через несколько лет достигла берегов Балтийского моря, оттеснив от него Англов и Саксов, вынужденных частью отодвинуться на запад, частью — на Север в Ютландию, частью переправится на Британские острова.
В то время, когда Вандалы и Свевы сели на побережье Балтики, Аттила, ставший верховным правителем гуннов в 443 году, нападает на Западную Римскую Империю. В составе гуннских войск находится множество арийских вождей с дружинами. Особенно среди них чтят родичей Аттилы — Ругиев. В “Песне о Нибелунгах” описываются события V века, когда на свадьбу Аттилы съезжаются гости “из разных концов земли” и самыми желанными из них названы воинственные Ругии — Русы. Интересносно, что в той же поэме отдельно от них упомянуты “бойцы из Киевской земли”, никакого отношения по всей видимости к Русам не имеющие.
В 453 году Атила погибает, разваливается орда гуннов. После его смерти, бывшие союзники гуннов Герулы и Русы, предпринимают новый поход к Риму, надеясь получить выкуп, в кровавых столкновениях дружина Русов почти полностью погибает, своей героической гибелью обеспечив победу союзников. Оставшиеся в живых Русы и их союзники Герулы уходят к побережью Балтийского моря, где садятся неподалеку от Венедов - Вандалов.
К этому времени усиливается союз германских племен под руководством франков. Возглавил это движение Меровинг Хильдерих, который до того находился на римской службе. Во время длительных контактов с Римом франки перяняли многое из языка и культуры римлян. Наследовавший ему Хлодвиг покоряет Галлию, Тюрингов, заключает династический брак с бургундской принцессой Клотильдой. Франки ведут себя агрессивно, пытаясь подчинить своей воле все германские племена — в том числе Свевов, Герулов, Венедов и Русов.
Около 500 года, как реакция на франкские завоевания, на побережье Балтийского моря складывается новая племенная общность, которая в дальнейшем будет именоваться Варяго-Русией.
Варяго-Русия изначально была союзом нескольких арийских родов и племен, волею судеб оказавшихся к концу пятого столетия на Южном побережье Балтийского моря. Основными компонентами в него вошли Венеды (“Винулы” немецких летописей) и Русь. Как пишет известный историк К. Иванов в статье “Где расположена Родина Русов”—”РОДИНА”, № 11, 1995.: “Русы ведут свое происхождение от древнегерманского племени Ругов (Ruhe), признаваемого сегодня родственным скандинавским народностям. Часть их погибла в V веке в Италии, во время военного конфликта, а часть была оттеснена на север Европы в район острова Рюген. Поселившиеся на Рюгене, Русы проявляли военную и торговую активность на Балтике.”
Началась Варяго-Русь с союза заключенного между вновь прибывшими Русами и Венедами, называвшимися также Варягами (Vering). Русы и Варяги заключили между собой вечный мир и обменявшись кумирами договорились “отныне выдавать своих детей друг за друга”, что особенно было важно для Русов, потерявших почти половину мужского населения во время Италийских войн.
Главным актом состоявшегося племенного союза было объединение культа. В Старгородское святилище воинов-варягов было помещено изваяние "главного бога" руссов Велеса, а в Арконе сооружен храм Перуна–Световита, олицетворявшего воинскую доблесть варягов.
Некоторое время спустя, с укреплением в союзе позиций Руси, самоназвание “Венеды” начинает сходить на нет, уступая “Руси”, соседи же наоборот все чаще именуют складывающуюся общность Варягами (Варангами, Вэрингами), так как это имя удачно сливается с термином, означавшим в те времена воина–наемника, а эта профессия была очень распространена среди населявших прибрежье Балтики смельчаков. Называемые Варягами или Норманами — “людьми Севера” (термин, кстати, в те годы презрительный, вроде античного “варвара”), Варяго-Русы становятся известными во всем тогдашнем Западноевропейском мире. Гамбургский летописец Адам Бременский упоминал о Русах в своей “Хронике”, писанной примерно около 1076 года, так: “Русы или Словене есть народ Винулов, некогда называвшийся Вандалами, народ норманский”... и добавляет: “а область их земли есть Славия, изобильная людьми, оружием и плодами земли. Русы и Словене есть едино, ибо они не различаются ни внешностью, ни языком”.
К моменту образования Варяго–Руси Варяги занимали Юго-Западную часть Балтийского побережья и часть Ютландии. Они оставили свое гордое имя нынешнему полуострову Варненмюнде в земле Мекленбург – Померания. Их главным градом был Старгород — ныне Ольденбург в земле Шлезвиг – Гольштейн, среди других крупных поселений Варягов надо упомянуть самое северное укрепление Варяго–Руси Флинцград (ныне Фленсбург), Преградье (ныне Путтгартен), Вышемир (Висмар), Дубовник (Добин) и Зверин (Шверин).
Русы расселились к Востоку от Варягов. Их главным поселением была Аркона - сильно укрепленный град, построенный над морем на обрывистой скале и обнесенный мощной каменной стеной, располагавшийся на крайней северовосточной оконечности острова Руян (Рюген). Эта часть южно-балтийского побережья носила (а часть ее продолжает носить и поныне) название Руслаген. Из других крупных городов Русов следует назвать Кореницу (Каренц), Радигощь (Ретра, сейчас находятся под водами озера Бретерлюцен), Тетерев (Тетеров) — в верховьях Пене, Крин и Бранибор (Бранденбург) — на юге.
Варягов и Русов можно уже уверенно назвать народами — они имели собственную славную предысторию и соответствующую социальную организацию, поэтому они и составили костяк новой этно–исторической общности, в которую вошли, помимо них, арийские роды, сидевшие на землях современной Германии: Хижане, имевшее два укрепленных града — Росток и Мехлин (Мекленбург); Бодричи (Ободриты или Ререги), имевшие область с центром в городе Велеграде (ныне Вольгаст); Полабы, со “столицей” Ратибором (Ратценбург); Глиняне — возле града Ленчин (Лензен); Древане с центром в граде Брунзовик (Брауншвейг) и Черезпеняне, имевшие центром град Дымин (Деммин).
Помимо этих родов, растворившихся в Варяго - Русской общности Юго-Запад Балтийского прибрежья был населен следующим образом.
По Северу Варяго–Русь граничила с Англами и Данами, на Западе — с Свевами и Саксами. С Юга Варяго–Русов подпирал родоплеменной союз Лужичан (Лютичей), сидевших по Спреве (Шпрее), Лабе и отграниченный ее притоком Желей (Зале) и другими от алеманов, саксов и других германских племен. На Юг владения лужичан ограничивались владениями тюрингов и Рудными горами, а на запад — рекой Бобр (Бубр), притоком Одры. Наиболее выдающимися городами лужичан были Лунов (Люббен), Губин, Будишын (Бауцен), Згож (Згожелец), Торг (Торгау), Добресоль (Галль), Липск (Лейпциг) и Мишин (Мейссен). К ним примыкали Сорбы, сидевшие в верховьях рек Зале и Мульды, а между Мульдой и Лабой утвердились Далеманцы, построившие град Драздяны (Дрезден). Лужичане не стали единым народом как Русы и Варяги, они не смогли создать единого государственного образования и были частью уничтожены, частью ассимилированы теперешними немцами и поляками.
На Востоке, по Одре, Варяго–Русы граничили с Поморянами и, южнее — с Поляками. Далее Поморян сидели родственные Русам Пруссы.
Изначально, еще до образования Варяго–Руси, Варяги занимались пиратством, грабя суда и побережье. До сих пор западноевропейские народы в легендах и песнях вспоминают их яростные набеги и беспощадное могущество на морях. Аркона, столица Руси, павшая только в тринадцатом веке, в старых песнях и легендах называется “пиратским гнездом” и “страшным местом для мореплавателей”.
В отличие от лужичан и франков Варяги не утруждали себя хозяйством. Все что им было нужно они привыкли забирать в завоевательных походах, добывая желанное и необходимое своим длинным мечем и непреклонной волей. Вот как описывал Варяго–Русов арабский путешественник Ал-Марвази в сочинении “Таба и ал-зайван”: “Что же касается Ар — Руси, то они живут на острове в море. Тот остров занимает пространство в три дня пути в то и другое направление. На острове леса и болота, и окружен он озером. Они, Русы, многочисленны и рассматривают меч как средство существования. Если умирает у них человек и оставляет дочерей и сыновей, то все имущество достается дочерям, сыновьям же дают только меч и говорят: “Отец твой добывал себе добро мечем, следуй его примеру. И они народ сильный и могучий, и ходят в дальние места с целью набегов, а также плавают они на кораблях в море, нападают на корабли и захватывают товары. Храбрость их и мужество хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов”.
С образованием Союза изменился социальный строй. Это изменение в первую очередь коснулось Варягов. На место старой системы, когда полноправными людьми считались только воины, а всем остальным — женщинам, старым и малым, доставался удел попрошаек при дележе захваченной добычи у Варягов складывается вече, где все члены ее равноправны и имеют право участвовать в обсуждении животрепещущих вопросов.
Став могучим европейским государством, древняя Варяго–Русь организует в узловых точках тогдашней цивилизации, вблизи значимых водных путей, бывших тогда единственными международными коммуникациями фактории. Население этих факторий называлось славенами (др-ар. “слъвене”) — то есть “выселками”, “переселенцами”. Из этих колоний впоследствии родились такие европейские нации как Словаки и Словенцы.
Самая же большая колония, сношение с которой не прекращалось до самых последних дней Варяго–Руси была основана в верховье Волхова — на “входных воротах” знаменитого “Пути из варяг в греки". Потеснив кривичей и финноугоров Русы основали в этом месте сильно укрепленную крепость Ладога (впоследствии Старая Ладога), ставшую к IX столетию центром могущественного и богатого Восточно-Руского государства Славии.
Обилие рек, озер и протоков, соединявшихся в долгие водные пути, малая населенность, богатый природный мир и почти не отличающийся от привычного климат привлекали в Славию огромное количество людей, искавших себе с мечем или топором в руке лучшей доли и лучшего наследства. В течении двух веков на земли Великой Славии переселилось большое количество Варяго–Русов.
Переселяясь в земли вольной Славии, переселенцы принесли на новые земли не только свою цивилизацию, но и родные топонимы. Так появились Новгород — младший брат Варяжского Старгорода, словенская Радогощь (в теперешнем Бокситогорском районе Ленинградской области) — названная так в память Балтийской Радогощи — Радегаста.
Нигде более древнеарийская топонимика не сохранилась в таком массиве как в землях Великой Славии. Руские имена встречаются и южнее, но они относятся уже к другому языковому и грамматическому пласту - тому, который становится к концу IX — середине Х веков и стабилизируется, благодаря появлению фонетической письменности (кириллицы). До этого Русы писали священными Рунами - символическими знаками, выражавшими целый комплекс понятий, а не звук.
Но вернемся с земель древней Славии на Юго-западное побережье Балтийского моря, в пределы Варяго-Руси. К началу VI века, Варяго–Русь оказывается в центре событий, происходящих на севере Европы. Эти события — возвышение племенного союза франков и покорение ими почти всех германских народов, текущий полтора столетия военный конфликт и постоянная угроза как с моря так и с суши.
К этому времени Варяго–Русь достигает апогея могущества и упоминается, наряду с другими Североевропейскими государствами знаменитым средневековым еврейским хронистом Иосифом бар Иегошуа Га — Когеном, писавшим: “И было в лето 4450(690) и усилилась борьба между исмаильтянами и персами в ту пору, и были поражены персы ими, и пали они под ноги их, и спаслись бегством многочисленные евреи из страны Парас (Персии), как от меча, и двигались они от племени к племени и от государства к другому народу и прибыли в страну Русию и землю Германию, и в Швецию и нашли там много евреев.
Восьмой век начался в Европе очень тревожно. Пало государство вестготов, и арабы покорили Испанию, после чего они начали двигаться через Пиренеи в Европу и проникать во Францию. Франки противопоставляют надвинувшейся опасности идею “Нового Рима”, и заключив договоренность с Западной Церковью, борются не столько с арабами, сколько с “язычниками” — норманами и теми германцами, которые еще не подпали под иго. Зверская расправа над восставшими Баварами, утопленная в крови Саксония — главные деяния Франков этого времени.
В 800 году Карл, получив за услуги перед Римом прозвание “Великого”, был пышно коронован “императором Священной Римской Империи” с титулом “благочестивейший Август, венчанный Богом великий император и миротворец”.
Варяго–Русы заключают против врага военный союз с датчанами и викингами и вырабатывают новую стратегию войны. Первый удар наносят Варяго-Русы и Викинги — “морские короли”, как прозвали лишившихся земель и бежавших с побережья Северного моря вождей германских родов и племен, не желавших примириться с франками и осевших со своими дружинами в Ютландии и Скандинавии. В 808 году они устраивают подлинное нашествие на побережье Северного моря. Норманов покоренное население встречает как освободителей. Саксы и Фризы указывают лучшие подходы к замкам ненавистных франков, к укрепленным монастырям и аббатствам, открывают изнутри ворота городов.
В это же время на Востоке начинает тлеть конфликт. Меридианная торговля Варяго–Русов начинает сокращаться — так как союзные Франкам Греки “закупоривают” выход в Черное море. Они также ведут активную политику по вовлечению в свою орбиту племен Поднепровья и их руками совершают нападения на фактории и суда Варяго-Русов. В связи с этим огромное значение начинает приобретать Киев — небольшая приднепровская деревня, являвшаяся центром самого многочисленного из племен Юго-Восточной Европы — полян.
Основание Киева связывается с полянским каганом Кием. Его жизнь и деятельность протекала в Поднепровье и низовьях Дуная, где им был основан город Киевец. Известный советский историк Б. А. Рыбаков уточняет: “эпоху Кия следует датировать начиная от царствования императора Зенона (476–491) и Анастасия (491-518)”[ Рыбаков Б. А. “Колыбель отечественной государственности” — “Коммунист, № 7, 1982.]
До наметки Варяго-Русами торгового пути “в Греки”, полукочевники поляне не построили ни одного города. Их села были мобильны, так как сохранялось еще много от кочевого быта. Тот или иной род должен был быть готов в скорое время сняться с одного места и перейти на другое — в случае засухи или нападения врагов. А их замечательные в своем роде оборонительные сооружения — “змиевы валы” были устроены таким образом, что прикрывали они не некое точечное поселение, а определенную территорию.
Немудрено сопоставить эти два факта — открытие пути “из Варяг в Греки” и возвышение Киева, чтобы понять, что Киев был “перестроен” Варяго–Русами, по типу их факторий в Славии (Ладога) и на Дунае (Братислава). Население Киева изменилось в этническом и культурном отношении. Киевляне, а вслед за ними и поляне стали отличаться от остальных племен Приднепровья. Это нашло отражение в Летописи, писанной киевлянином Нестором: “Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; стыдливость имеют перед свекровями и деверями; имеют и брачный обычай. А Древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А Радимичи, Вятичи и Северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков тоже у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие песни и здесь умыкали себе жен; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали. А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как это делают и теперь еще Вятичи. Этого же обычая держались и Кривичи.”
Около 800-809 гг. произошла вторая волна движения Варяго–Русов с Балтийского побережья на Восток, но не в Славию а на Юг — в Киев и причерноморские фактории. Они отнюдь не бежали от успехов Карла Великого, как это ошибочно полагал Шахматов, а двинулись в наиболее перспективный с экономической точки зрения регион, защитить свои интересы и поддержать торговлю.
Поднявшись по Ловати, перетащив волоком свои суда к верховьям Днепра и спустившись в Черное море Русы “посетили” укрепления греков в Судаке и оставили на их месте свою факторию. В “Житии” византийского святого Стефана Сурожского говориться, что на исходе VIII века, большая рать Русов, предводительствуемая Бравлином, князем Новгородским, после десятидневной осады взяла Сурож. А В “Житии” другого византийского святого Георгия Амастридского приводится свидетельство об основании еще одной черноморской колонии Руси: “около 842 года “народ Русов” разорил Амастаду в Пафлагонии, на берегу Черного моря и оставил там гарнизон”.
Как только Русы стали активно действовать в акватории Черного моря, они послали своих послов к Византийскому императору Феофилу. Греческий летописец пишет: “в год сей прибыли послы от народа Рос с предложением мира и дружбы.” Греки проявили лицемерно радушный прием, кроме того они включили Русов в состав посольства, направлявшегося от Феофила ко двору наследника Карла, императора франков Людовика Благочестивого, куда они и прибыли в 839 году.
Все посольство Русов было истреблено вероломными Франками, за исключением одного датчанина, который в 840 году прибыл в Аркону. Через год все северные области Франкской Империи были опустошены норманами. Это опустошение, и бессилие властей справиться с варягами, наложившиеся на внутренние нестроения связанные со смертью (в 840-м) Людовика Благочестивого послужило детонатором распадения империи Карла Великого в 843 году.
Но с этого времени удача повернулась Варяго-Русам спиной. Они были вынуждены воевать сразу на двух фронтах, разделенных к тому же целым континентом. Русы вынуждены направить на Восток свои лучшие силы, необходимые для борьбы с могущественными соперниками — греками. Так, в 860 году Русы, в отместку за уничтожение своих причерноморских поселений, напали на Константинополь и чуть было не взяли его, об этом нам известно из “Летописи” Иоанна Диакона.
Воспользовавшись отсутствием лучшей части флота Варягов, воевавшего на Черном море, в 842 году Саксонцы, Алеманы и Тевтоны нападают на варяжские земли и изгоняют с них Варягов, захватив весь полуостров Ютландии и Балтийское побережье почти по Рюген. Огромные массы оседлого население, Русов и Варягов, оказываются сдвинутыми и ищущими, куда направится от ставшего таким негостеприимным побережья Балтики.
В связи с этой катастрофой Варяго–Русы возвращают сильно потрепанный в Черноморских сражениях флот в Северные моря и теряют, поэтому возможность активно действовать на Востоке, теряя все, что было достигнуто неимоверными жертвами. Вожди Варяго–Руси вынуждены требовать от своих колоний новых выплат и предоставления кораблей с воинами — чтобы вернуть захваченные земли. Но сильная и богатая Славия, население которой едва не сравнялось с населением метрополии, уже давно тяготеющая к выходу в самостоятельное историческое плавание, воспользовавшись их бессилием, в 859 году отказывается признавать власть Варяжских князей над собой, высылая обратно сборщиков дани. “Прогнаша Варягов в Заморье и не даша им даней” — так пишет летописец “Начальной Летописи”.
После отпадения Славии, за которым почти сразу последовал “уход” и остальных колоний — на Саве и Дунае положение Варяго-Русов становится критическим. Варяго–Русь теряет почти 70% территории под давлением союза немецких племен, объединившихся в королевство под властью Людовика Немецкого в 843 году. Огромные массы оседлого население — Русов и Варягов оказываются сдвинутым и ищущими пристанища. Полуостров Руян (Рюген) не может выдержать наплыва беженцев, а немецкий натиск продолжается. В этом смысле большой исторической удачей Русов можно признать гибель сына Словенского конязя Гостомысла в походе против Чуди.
За почти освободившееся место князя началась борьба между “лучшими людьми”, как пишет летописец: “и вста род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собою. И сказали они себе “поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к Руси, се бо зваху тьи варязи Русь, яко се друзии зовутся Свие, друзии же Урмане, Англяне, тако и си.” Князь Русов Рюрик же был родным внуком Гостомысла — сыном Варяго–Руского конязя Богумила (по немецким источникам — Годлава, сканд. — Олафа) и дочери Гостомысловой, Умилы, ибо “Новгородцы же — люди от варяжского рода, прежде прозывавшиеся Словене”.
“И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собою всю Русь и пришли к Словенам, и сел Рюрик в Новгороде, ” и было это в 862 году. С этого времени начинается новая эпоха в Истории Руси.

© Фонд возрождения и развития русской народной культуры Ладога
E-mail: ladoga@rw.ru

 

 

 
К началу страницы
 

 

 

  

 

Hosted by uCoz