Оружие ближнего боя.
Меч
Далеко не случайно наш рассказ о контактном оружии древних Славян начинается именно с этого великолепного оружия. Меч – основное наступательное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и военная эмблема древней Руси. Мечом клялись дружинники Игоря, заключая в 944 г. Договор с греками: «А не крещении Русь да полагають щиты своя и мечи своя нагы» (а не крещенные русские кладут свои щиты и обнаженные мечи.) Меч – оружие священное. К нему относились как к человеку, считали одушевленным. Уникальные мечи носили имена (вспомним меч короля Артура – Экскалибур, или точнее – Каледвух: Экскалибур – это искажение названия «Калибурн», которое является искажением «Каледвуха»), причем эти имена были еще и магическими заклинаниями. В Скандинавии, мечи часто носили имена типа «Пламя Одина», «Пес Шлемов», «Огонь Щитов»,- эти имена выписывались древними мастерами в верхней трети клинка. Нет сомнений, что Русь не уступала в этом своим северо-западным соседям: например под Брестом найден наконечник копья, на котором по стальному клинку серебром инкрустированы священные знаки – свастика и солярные символы и руническая надпись «Tilariths» - «Нападающий» (Руника – общее название древне-скандинавской и древне-славянской письменности: название было одно, но ряды символов – разные). Мечами клялись в важном споре, с ними разговаривали. Вот как описывает это датская баллада «Меч-мститель»:
Педер стоит в углу двора,
Ему с мечем говорить пора.
Меч мой, славу свою обнови
Хочешь ли ты искупаться в крови?
Ты за меня, мой меч постой,
Нет у меня родни другой.
(Пер. Ивановского, цит. по «Скандинавская баллада», Л, 1978г.)
На меч полностью переходили все магические свойства относительно нового для человечества материала – металла. Кузнец, производя меч, сопровождал работу магическими заклинаниями, обрядами. Когда кузнец работал, он уподоблял себя Богу-творцу Сварогу, чувствовал себя участвующим в сотворении мира. Понятно, что меч, родившийся в руках у кузнеца, обладал огромными магическими свойствами. Между мечом и хозяином возникала прочная магическая связь. Нельзя было сказать точно, кто кем владел. Стоит упомянуть и о том, что во многих языках слово «меч» - женского рода, встречаются имена мечей женского рода (например, меч рыцаря Роланда звали «Жуайез» - «Радостная»), так что меч мог быть как верным другом, так и любимой подругой… Далеко не всегда меч покупали на рынке: самые лучшие мечи доставались не просто за горсть золота, далеко не каждому человеку. Такие мечи сами выбирают себе хозяина: чтобы ими завладеть, герой должен совершить подвиг, отобрать меч в бою. Яркий пример – известный всем Меч-Кладенец, спрятанный под тяжелым камнем: не каждый сможет откинуть сей камень и достать великолепное оружие. Мечи призывались славянами также для решения сложных споров: их использовали на поединках, и на суде.
Русский меч – сложнейшее в изготовлении оружие. Если вы думаете, что меч – это просто большой нож, вы ошибаетесь. Он прошел долгий путь усовершенствований. История меча начинается с большого боевого ножа, называемого «саксом», общего для всех европейцев оружия. Однако такие ножи были на войне не эффективны и как только появилась возможность выковать более длинный клинок, ею незамедлительно воспользовались умелые кузнецы. В результате этого, среди германских племен получает распространение «лангсакс» - уже достаточно длинное рубящее оружие, с клинком, заточенным с одной стороны и имеющем 3,5-4 см. в ширину и 40-60 см. в длину. Лангсакс уже вполне годился для применения в бою, однако, для конных воинов, которым приходилось сидя в седле наносить удары, он был несколько коротковат. В результате возникло страшное орудие – «скармасакс», клинок которого при ширине 6,5 см., имел длину в 41-76 см. Также иногда попадаются воистину «Богатырские» скармасаксы, например, обнаруженные во Фронненстеттских могильниках. Их длина составляла 120 см, при длине рукояти в 30 см. Такая конструкция обладала большой поражающей способностью, а длиннаярукоять позволяла древнему германцу рубиться, обхватив скармасакс обеими руками. Позднее скармасакс на территории Европы заменило изобретение Галлов – спата (spatha), представляющая собой стальной обоюдоострый клинок. Из спаты же и развился тот вид оружия, который мы привыкли называть мечом. Можно говорить о том, что к VIII веку на территории Европы и на Руси уже вовсю использовался обоюдоострый меч. Меч сей имел в длину от 70 до 130 см. в длину, 7 см. около рукояти, плавно сужаясь к концу, весил он в пределах 1-2 кг.
Разделяют многие классы с подклассами мечей, однако основной критерий размеров и строения раннесредневекового меча в его рукояти: тогда бытовали одноручные (самые короткие), полутороручные, которые сильный человек держал одной рукой, но никто не запрещал взять его в две руки и Богатырские двуручные мечи. В зависимости от окружающей обстановки мечи становились из века в век то короче, то длинней. В XI-XII веках, в связи с тем, что битвы велись в плотном строю, мечи укорачиваются в среднем до 86 см. и становятся легче, меньше 1 кг., однако в XII-XIII веках, ввиду усиления доспеха, меч становится массивнее: клинок вытягивается до 120 см. и утяжеляется до 2 кг.
В период господствования в российской исторической науке норманизма, теории, согласно которой викинги принесли на «дикие земли Славян» цивилизацию, считалось, что у Славян меч появляется впервые в IX веке, да и то был он не русским вовсе, а скандинавским. Но история, во славу Богам, расставила все на свои места. Оказалось, что все те мечи, которые якобы были завезены из зарубежной Европы, оказались сделанными российскими кузнецами, и что еще не известно, кто больше на кого влиял: скандинавы на Славян или наоборот. Например, долгое время прекрасный меч с замысловатым узором на рукояти, найденный в Полтавской области (Украина), считался «чисто скандинавским», однако, после специальной обработки клинка, на нем проступила кириллистическая надпись: «Людота Коваль». А сколько более простых мечей, без такого «знака качества» считались завезенными на Русь?..
Производство меча – дело чрезвычайно сложное, требующее от кузнеца потрясающе глубоких знаний свойств металла. Для справки: выбор доброго меча, надежного друга и помощника в сражениях на Руси был делом сложным: меч много раз испытывали. Например, его клали на голову, а рукоять и конец меча притягивали к ушам: добрый меч тут же после снятия с головы выпрямлялся, также он должен был с легкостью и не тупясь перерубить толстый гвоздь и разрезать брошенную на клинок ткань.
И это в эпоху, когда, по свидетельствам летописей, на Руси господствовала темнота, беззаконие и невежество! Итак, производство меча начиналось кузнецом с выбора конструкции клинка – не только формы, но и материала.
Если вы полагаете, что меч – это просто грубая заточенная железка, вы глубоко заблуждаетесь. В те времена существовали различные способы сварки железа и стали таким образом, чтобы конечный продукт обладал воистину потрясающими свойствами. Конечно, самым простым было изготовление цельнометаллического меча, однако такой годился только крестьянам и для обучения ратному делу. Следующими по уровню были мечи, сваренные из 2-6 полос железа и стали: на железную болванку наваривалось стальное лезвие. Такой клинок был уже годен для молодого воина-отрока или для крестьянина на военной службе.
|
Технологическая схема лезвий мечей: 1-наварка лезвия на железную основу: 2-наварка лезвия на многослойную основу; 3 – наварка лезвия на узорчатую (дамаскированную) основу; 4 – цементация лезвия. |
Однако у настоящего военного мужа был совсем другой меч. Все знают слово булат. Что это такое? Слово это пошло от древнего царства Пулуади (территория современных Турции, Армении, Грузии и Ирана), где делали лучшую по тем временам в мире сталь.
Отсюда пошло персидское слово «пулуад» - сталь, на Руси оно и превратилось в булат. Вообще, сталь – это сплав железа с другими элементами, в основном углеродом. Но булат – это не просто сталь: булатные мечи способны были рубить много лет, практически не тупясь, рубить, не тупясь, железо и сталь, не гнуться, но и не ломаться. Все объясняется неоднородным содержанием одного процента углерода в булате. Древние кузнецы достигали этого путем охлаждения железного расплава с графитом – природным источником углерода. Клинок, выкованный из полученного металла, подвергали травлению и на его поверхности появлялись характерные узоры-разводы: волнистые извивающиеся темные полоски на более светлом фоне. Фон этот получался темно-серым, золотисто - или красновато-бурым, черным. Черный булат считался более хрупким, опытные воины предпочитали золотистый оттенок клинка.
Но как всегда было одно «но»: булатные мечи боялись северных морозов: сталь становилась хрупкой и легко ломалась. Но русские кузнецы нашли выход и из этой ситуации. На Руси производили «сварочный» булат. Такой булат назывался «дамаск». Чтобы получить таким способом булат, брали куски проволоки или полосы железа, стали, их поочередно складывали (железо-сталь-железо-сталь и т. д.) и затем много раз проковывали, много раз прокручивали, перекручивали эти полосы, складывали их гармошкой. Словом, чем больше кузнец потратит времени на проковку металла, тем лучше получится клинок.
|
1. Меч из Карабичева. Рукоять европейско - русского типа, орнамент византийского типа. 1-я пол. XIв. 2. Меч из Фощеватой. Рукоять скандинавского типа, на клинке русская надпись – «Людота Коваль». Xв. 3. Меч из погребения дружинника на Владимирской ул. в Киеве. Xв. 4. Меч скандинавского типа с днепровских порогов. X в. 5. Сабля мадьярского типа. Гочево. Xв. |
Булат также был различным по качеству. Различали его по виду узора. Крупный узор – признак хорошего качества, с полосками в 10-12 мм, средним считался булат с узором 4-6 мм. и уж совсем простеньким был булат с тоненьким узором с толщиной линии в 1-2 мм.
Также различался булат и по характеру рисунка: если рисунок прямой («полосатый») – это плохой булат, если среди линий попадались изогнутые – это уже неплохой булат («струйчатый»), дорого ценился «волнистый» узор, очень высоко ценился «сетчатый» узор, а если среди узоров наблюдался орнамент, видны были фигуры человека или животных – такому булату не было цены. Естественно, что хороший булатный меч стоил очень и очень дорого – покупали его за равное весу меча количество золота (1,5-2 кг.), поэтому на рынке было много якобы булатных мечей, однако на самом деле поддельных – они только сверху покрывались тонким слоем булатной стали, а внутри было железо. Чтобы избежать неудачной покупки, меч испытывали: сперва-наперво, по звону: чем дольше, выше и чище звон клинка, тем лучше металл, также как уже сказано выше, испытывали на упругость, некоторые образцы испытывались сложением пополам: то есть конец клинка прикладывался Богатырскими усилиями покупателя к рукояти, после чего, хороший булат принимал исходное положение. Сами мастера тоже заботились о своем авторитете и у каждого хорошего кузнеца было сове клеймо, гарантирующее качество меча.
Меч имеет одну хитрую конструктивную особенность – дол, или, говоря простым языком, желобок посередине клинка. Служит он вовсе не для стекания по нему крови с меча, а для того, чтобы облегчить вес изделия – это очень важный показатель для меча, ведь зачастую скорость удара решает очень многое, если не все.
Отдельного разговора заслуживает рукоять меча. Тогда рукоять была не просто «ручкой для держания оружия», а произведением искусства. На добрых мечах были красивейшие ручки с растительным узором, повторяющими форму Мирового Древа. Непременным атрибутом рукояти славянского меча было так называемое «яблоко» - набалдашник на конце оной. Он там не просто для красоты: он выступает в качестве балансира: чтобы приблизить центр тяжести оружия к рукояти – таким оружием работать гораздо удобнее, нежели оружием без противовеса.
Меч был оружием, прежде всего доблестных воинов, бояр и князей: далеко не всякий воин обладал мечом: кроме высочайшей цены, техника владения мечом очень сложна и не каждому она давалась легко.
Меч носили в ножнах, сделанных из дерева, обтянутого сверху кожей, по краям делались металлические накладки. Носились мечи на поясе или за спиной, причем у пояса носили чаще всего тяжеловооруженные воины: за спиной и так болтались лук, щит, иногда тул (футляр для стрел) или колчан, тогда как за спиной, где обеспечивалось более надежное крепление те воины, которым была нужна большая подвижность. Меч и в погребении лежал рядом с человеком. В погребениях их находят начиная с IX века – до того меч считался собственностью рода и в погребения не клался. Интересно то, что когда хозяин меча умирал и меч хоронили вместе с ним, меч пытались «убить» (ведь он был живым существом!) – погнуть, поломать.
Стоит сказать пару слов и о применении меча в бою. Родился меч как оружие чисто наступательное: воины прорубали мечами себе дорогу к цели. Причем заметьте: именно прорубали, ведь меч чисто рубящее оружие. Часто даже конец меча делали закругленным. Кололи им, как шпагой в экстренных случаях: или когда воин доходил до состояния аффекта (становился «берсеркером») или когда уколоть врага – единственная возможность его уязвить (как, например, защищенного панцирем рыцаря-крестоносца). Вообще, меч, разрабатываясь как чисто наступательное оружие, не предполагал функций защиты, поэтому на первых порах у него не было даже «огнива»-перекрестия на рукояти: мечом удары не парировали. Ввиду этого, в VII-X веках у меча развивается это самое перекрестие, или как называли его на Руси, «огниво», а с мечом неразрывно сопутствует щит.
Боевой топор
Земное воплощение славного оружия великого Перуна было распространено на Руси не менее чем меч. Часто приходится слышать, будто топор – чисто бандитское оружие (вспомним детскую песню: «работники ножа и топора, романтики с большой дороги») и в древней Руси им орудовали разве что разбойные люди. Это заблуждение. На самом деле, топор состоял наряду с мечом на вооружении княжеских дружин. Топор также был незаменимым инструментом при монтаже военных механических устройств, фортификационных заграждений и для расчистки дороги в лесу. То же что сие оружие редко встречается в былинном героическом эпосе –предельно просто: топор был оружием исключительно пешего воина, тогда как у Богатыря из былины обязательный спутник – верный конь (по этой же причине у многих Богатырей в былинах – вместо меча имеется сабля). Пешие же воины почитали и любили топор, тем более с ним связан культ великого Бога войны (см. в разделе «Воин в Славянском мире»). Топор был удобен в бою с тяжеловооруженными воинами, мог в хороших руках запросто расколоть щит или порвать кольчугу.
Бытует мнение, будто боевой топор по сравнению с рабочим, был огромных размеров. Например, существует множество картин, где в руках Славянина или Викинга имеется огромнейший топор, с длиной лезвия чуть ли ни в локоть воина. Это заблуждение, гиперболизация художников. На самом же деле, вес боевого топора не превышал 500 грамм и только настоящие Богатыри могли позволить себе топор покрупнее. Конечно же, чем больше топор, тем больше его разрушительная сила, но стоит ли ради чудовищной силы удара пренебрегать скоростью, ведь пока воин будет замахиваться своим огромным орудием, проворный соперник сможет уже раза три снести ему голову, к примеру, легкой саблей. Боевые топоры напоминали по форме рабочие, но были несколько меньше их. Славянские воины были знакомы с огромным количеством форм и конструкций боевого топора. Среди них есть и пришедшие с востока, например топоры-чеканы, более похожие на кирку, нежели на топор, скандинавы
славянам подарили все ту же секиру или широколезвийный топор, причем секирой в те времена именовался преимущественно рабочий, плотницкий топор. Однако пропорции их несколько необычны.
Мы привыкли видеть в кино и на картинах в руках у полудикого воина огромный топор на коротеньком топорище – все как раз наоборот. Топорище иногда превышало метр в длину, тогда как лезвие секиры имело в длину 17-18 см. и весило в среднем, 200-450 г., тогда как вес крестьянской секиры (топора) – 600-800 г. Такие топоры распространились по всей Северной Европе на рубеже X и XI веков. Еще один интересный вид топоров – с прямой верхней гранью и лезвием, оттянутым вниз. Такие топоры распространились в Норвегии, Швеции и Финляндии в VII-VIII веках. На Руси и в Финляндии они появляются в X-XII веках и находят здесь большую популярность: такой топор не только рубил, но и резал.
Чисто национальный же тип топора, идеально подходящий для боя и сочетающий в себе все лучшие качества оружия был таков: его лезвие изогнуто к низу (поэтому он мог еще и резать), причем наклон лезвия таков, что КПД удара стремится к единице: вся сила, приложенная воином, идет именно на удар и концентрируется в его средней части, что давало удару огромную силу. По бокам обуха помещались «щековицы», тыльная часть укреплялась «мысиками», и те и другие предназначались для наисрочнейшего крепления топора на топорище (деревянной ручке), к тому же они предохраняли его, когда глубоко засевший топор, чтобы вытащить, приходилось раскачивать. Топоры такой формы были как боевыми, так и рабочими. С X века они распространяются на Руси и становятся самым массовым видом топора. Другие народы конечно же, тоже оценили русское изобретение: такие топоры археологи находят по всей Европе (однако эти находки датируются не ранее XI-XI веками, что доказывает именно славянское происхождение такого топора).
Характерная черта русского топора – загадочная дырочка на лезвии топоров. Ученые выдвигал разные гипотезы – от того, что это – клеймо мастера до того, что туда вставлялся стержень для того, чтобы топор не глубоко застревал при ударе. На самом деле, все оказалось гораздо проще: за эту дырочку пристегивался кожаный чехол для топора – для безопасности транспортировки, а также за нее вешали топор к седлу или на стену.
Сабля
Принципиальное различие меча и сабли в том, что меч – оружие рубящее, тогда как сабля –режущее. Хотя и считается, что сабля – типично восточное оружие, однако, с VII по XIV века у арабов и персов преобладал, как и в Европе прямой меч. Саблю любили кочевники – печенеги и хазары. Легкие всадники, вооруженные саблями нанесли немало потерь русским пограничным городам и крепостям. Впервые она появляется в евразийских степях около VII-VIII века. Родина сабли простирается от Венгрии, Чехии и Северного моря до Алтая и Южной Сибири. С этой территории сабля и начала распространяться среди соседних племен. В летописях часто встречается противопоставление хазарской сабли Русскому прямому мечу. Однако, на пограничных с кочевниками территориях, воины тоже предпочитали саблю: так как им надо было противостоять всадникам, у конных пограничников сабля пользовалась уважением, потому что для конного воина она очень удобна. Но все же сабля не может теснить прямой меч, за которым стояли многовековые традиции, он был удобен как и пешему, так и конному воину.
Сабли X-XIII веков изогнуты несильно и равномерно – примерно как казачьи шашки конца XIX века. Изготовление сабель принципиально не отличалось от производства мечей. Однако украшений на них было намного меньше. Обусловливается это тем, что меч украшали в магических целях: на них были магические орнаменты и узоры, драгоценные камни в награду за добрую службу в бою. В X-XI длина сабельного клинка составляла около 1 м. при ширине в 3 – 3,7 см, в XII веке он удлинился на 10-17 см. и достигает ширины в 4,5 см. Причиной этому является утяжеление доспеха. Носили саблю, как и меч: либо у пояса, либо за спиной.
Славяне, перенявшие саблю у степняков, продвинули ее распространение дальше – в западную Европу. По свидетельствам историков, именно Славянские и венгерские мастера изготовили легендарную саблю Карла Великого, ставшую позднее церемониальным символом Римской империи.
Нож
Верный спутник каждого воина. Может подсобить как по хозяйству, так и в битве пригодится. Строго говоря, «боевым» называется любой нож, превышающий в длину 20 см. Однако, как уже говорилось эти ножи были скорее универсальным инструментом, нежели оружием в полном смысле этого слова. В летописях боевое применение ножа заканчивается на добивании врага на поединке, а так же во время особо жестоких битв. Ношение же засапожных ножей, которые упоминаются в «Слове», археологически на подтверждено. Нож в бою применяли и как рубящее и как колющее и как режущее оружие. Иногда нож метали в противника, причем Славянские воины отличались в этом деле очень большой меткостью. Нож носили у пояса в коротких ножнах или же просто заткнутым за пояс.
Интересен также жутковатый обычай, действовавший в глухих северных деревнях вплоть до XIX века. Деревенские парни, вооруженные ножами, собирались ночью в избе, где тушили весь свет и устраивали поножовщину «все против всех», причем били в полную силу.. Удивительно при этом то, что пострадавших почти не было, на считая мелких порезов и ссадин. Ученые в этом улавливают отголосок древней дисциплины тренировки молодых воинов: герой должен не только видеть, но и чувствовать идущий на него удар, уметь без помощи глаз его парировать и правильно нанести ответный удар.
Также нож был незаменимым охотничьим инструментом. Вооруженный добрым луком и хорошим ножом, охотник никого не боялся в лесу, даже медведя. Нож помогал в случае необходимости разделать добычу прямо на месте, в лесу и домой относить по частям.
Копье
Копье, как и нож – оружие универсальное, военно-охотничье. Древний славянин, вооружившись копьем, в одиночку мог завалит большого медведя. Наконечники копий – частая находка археолога, уступая по числу лишь наконечникам стрел.
В летописях практически синонимом боя встречается выражение «изломить копье». Задумайтесь, какой силы были удары Русских
витязей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см.
Копье – колющее оружие русского воина, ориентированное прежде всего, на защиту (вспомним греко-римскую «фалангу»). Копье X-XI несколько превосходило рост своего владельца. Для копий обычна длина в 1,8-2,2 м. Древко («древо», «стружие», «оскепище») делалось из таких пород дерева, как береза, дуб, ясень, клен. Диаметром оно было 2,5-3,5 см. Иногда древко оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, могущих не только колоть, но и неплохо рубить. Формы наконечников были разнообразны, но все же преобладали удлиненно-треугольные наконечники. Толщина наконечника доходила до 1 см, а ширина – до пяти см. Оба режущих края при этом затачивались. Изготовлялиськак цельностальные наконечники, так и составные: на стальную полосу в центре накладывались две железные пластины – такой наконечник получался самозатачивающимся.
Всадники тоже пользовались копьями, однако не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Таранный удар на Руси появился только в XII веке ввиду утяжеления доспеха. В до XII века же, всадники били копьем сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. В первую очередь, такое копье отличалось длинной – 3-4 м. и наконечником. С X века распространяется удлиненный четырехгранный наконечник.
Был также интересный вид копий с длиной наконечника от 30 см., весом их же порядка 1 кг. И внутренним диаметром втулки около 5 см. Наконечник по форме напоминает лавровый лист. Ширина его – до 6 см, толщина – 1,5 см. Сие грозное оружие зовется рогатиной. Известно на Руси оно с древнейших времен, но в VII-X веках потеряло свою актуальность, уступив место другим видам вооружения. Вспоминается рогатина в XII веке, когда, как уже говорилось, значительное усиление доспеха. Только опытный воин мог хорошо обращаться с рогатиной. Ею он запросто мог пробить доспех рыцаря-крестоносца. Охотники же смело ходили с рогатиной на медведя и кабана.
Позднее в XV-XVI вв., появляется совня, гибрид ножа и копья. Она представляла собой заостренный с одной стороны клинок характерной ножеобразной формы на древке копья. Совню «совали» в тело легковооруженному воину.
Все эти виды копий не предназначены для метаний. Конечно, встречаются исключения, когда во что бы то ни стало надо отомстить врагу в гуще сражения. Для метания же предназначались специальные легкие копья, именуемые сулицами (опять же, никто не запрещал в исключительных случаях ею и колоть). Слово «сулица» происходит от глагола «сулить», первоначально имевшего значение «метать». Можно говорить, что сулица – это нечто среднее между копьем и стрелой. Длина древка ее – 1,2-1,5 м. Ввиду того, что сулицы метались и большая их часть терялась после боя, их не украшали также как копья и рогатины. Наконечники тоже в целях экономии, делали не втульчатыми, а черешковыми, причем прикреплялись они сбоку, вбиваясь в дерево крючкообразным концом черешка и приматывались нитью, веревкой, берестой или кожей к древку. Сулицы бывали охотничьими, с более широкими наконечниками, призванные создать большую рану, но не могущие пробить крепкий доспех и воинские, наоборот с узкими, бронебойными наконечниками.
Дубина, палица, булава, шестопер.
В этом разделе речь пойдет не столько о смертоносном оружии, сколько о деморализующем. Тот кто считает, что древние войны отличались огромным количеством жертв, жестоко ошибается. Главной задачей армии было не уничтожить поголовно противника, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, угнать людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. Убитых же было мало, тогда как раненых – случалось больше трех четвертей войска (что подтверждают летописные источники). Вспомните как говорили о победившем войске: «оно побило тех-то». Не порубило, не посекло, а именно побило! В таких битвах воины не кромсали друг друга как капусту, а всего лишь выводили их из строя: ранили, калечили, оглушали. Для этого идеально подходит оружие этой группы. Несмотря на то, что оно не наносит кровавых ран, оно может оглушить противника, переломать ему кости. Причем доспех нисколько не спасал от умелого удара палицей или даже дубиной: мягкая кольчуга прогибалась под ударами такими ударами, позволяя оружию нанести противнику сильный ушиб или перелом. Также волне возможно было стукнув по голове в шлеме, ошеломить противника или даже расколоть шлем. Так что оружие это было вполне функциональным.
И палица и булава произошли от простой дубины. Однако ее простота не мешала быть ей отличным оружием. Дубинами часто вооружались ополченцы и бунтующий люд. Даже еще в войске Емельяна Пугачева были люди, вооруженные только дубинами. Несмотря на свой примитивный вид, дубина мажет нанести огромные повреждению противнику вплоть до перелома кости, а если вспомнить об огромной силе наших пращуров, нет сомнений, что дубина в их руках была поистине смертоносным оружием. Само слово «дубина» говорит о том, из какого материала она изготовлялась. Самая лучшая дубина получается именно из дуба (извините за каламбур), или, на худой конец, из вяза или березы. Причем дубина как оружие – это не просто какая-то коряга. Для дубины лучше всего подходит комлевая часть указанных пород дерева, причем место, где ствол переходит в корни – это и есть та сучковатая, самая прочная в дереве часть, которой и били в бою. С другой стороны дубина обтесывалась для некоторой легкости и удобства держания в руках. Также имелась практика в такие дубины набивать гвоздей, что еще больше повышало сокрушающую способность дубины.
Однако грань между дубиной и палицей с булавой очень тонка: в былине «Богатырское слово»:
…А палицы у них [калик] вязовые,
С конца в конец свинцу налиту…
Булава с палицей как правило, насаживались на деревянную рукоять, а навершия у самых простеньких, как в этой былине делались из меди, а внутрь заливался свинец. Более же мощные палицы делались из железа, стали. В былинах упоминаются также и булатные палицы и булавы. Также встречаются и цельнолитые, то есть не с деревянной, а с железной ручкой орудия. Принципиальное отличие палицы и булавы в конструкции навершия. Палица – это то грушевидное шипованное оружие, которое мы привыкли видеть в руках у Богатырей – больше принципиальных различий у них нет. Булаве же свойственна несколько даже кубическая форма.
Слово булава имеет значение «шишка», «набалдашник»
Как уже говорилось, древнерусская булава представляла собой, как правило, железное или бронзовой навершие, весом в 200-300 г. заполненное свинцом с деревянной рукоятью длиной в 50-60 см. и толщиной в 2-6 см. Иногда, для того, чтобы враг не перерубил рукоять палицы, она обшивалась медным листом. Булава использовалась, в основном конными воинами для нанесения неожиданного удара по шлему или плечу. Для палицы X-XI года характерно кубическое с четырьмя-шестью пирамидальными шипами. Такая конструкция послужила прототипом для появления в XII-XIII веке так называемых булав-клевцов, массового оружия крестьян, навершие представляло собой куб с одним длинным когтеобразным шипом. Другая, на сей раз усложненная форма булавы – многошипная булава. Она была сделана так, что как бы ни ударил ею воин, обязательно хоть один шип вонзится во врага. Такие приспособления отливали в основном, из бронзы.
С XIV века на Руси распространяется шестопер – булава с шестью выпиленными лопастями, расположенными примерно так же как оперение у стрелы.
Как и прочее оружие, булава украшалась замысловатым рисунком: между шипами, древние мастера создавали затейливую вязь.
Форма для булав делалась так: сначала мастер брал воск и делал из него муляж будущего оружия, потом воск облепливался сверху глиной. Глиняную форму нагревали и оттуда вытекал воск. Форма готова.
На Руси бытовали как простые массовые булавы, так и шикарные позолоченные палицы, предназначенные специально для знатного воина.
В конце расскажем об интересном штампе. Многие художники (те же, что рисуют огромные неподъемные топоры) снабжают своих былинных героев огромными цельнометаллическими «стопудовыми» палицами.
На самом деле, как говорилось выше, палица весила всего 200-300 грамм – этого вполне хватало для хорошего удара. Стопудовые же палицы – это удел настоящих Богатырей, например, Святогора:
Как на далече-далече вo чистом во поли,
Тута куревка да поднималаси,
А там пыль столбом да поднималаси,-
Оказался во поли добрый молодец,
Русский могучий Святогор-Богатырь.
У Святогора конь да будто лютой зверь,
А Богатырь сидел да во косу сажень,
Он едет в поли, спотешается,
Он бросает палицу булатную
Выше лесушку стоячего,
Ниже облаку да ходячего,
Улетает эта палица
Высоко да по поднебесью;
Когда палица да вниз спускается,
Он подхватывает да одной рукой.
Кистень
Кистень – вот оружие разбойника Древней Руси. Идеальный инструмент для избиения людей, которым практически нельзя убить, к тому же удобный в транспортировке. Вообще говоря, кистень хорошее оружие не только для разбойника, но и для путешественника – этих самых разбойников отгонять: «кистенек – с кулачок, а с ним добро» гласит пословица. В отличие булавы, оружие это универсально - им одинаково можно поражать врага и пешему и конному воину. Однако, кистень требует от владельца большого искусства обращения с собой – иначе ты чаще будешь попадать гирей себе по лбу или спине, нежели в противника. Также кистень служил и оружием дружинника. Иногда применялся следующий прием: все те же гири привязывались к веревке и воин, намотав конец ее на руку, запускал гирю в противника.
Кистень представляет собой грушевидную гирю весом 100-500г., прикрепленную к цепи или ремню, которые, в свою очередь, прикрепляются к рукояти. Можно утверждать, что кистень – чисто русское изобретение, которым пользовались Славяне еще в VI веке. Слово «кистень» происходит, скорее всего не от слова «кисть», от тюркского слова, звучащего так же , но обозначающего «палка», «дубина», хотя на этот счет возможны споры.
В X веке кистенемс пользовались по всей Руси. Гиря делалась из очень прочного и тяжелого лосиного рога. В костяной грушевидной заготовке просверливали дырку, куда вставлялся металлический стержень с петлей, к которой и прикреплялась цепь или ремень. Кистени также украшались, как и любое другое оружие, на некоторых из них можно заметить княжеские знаки, замысловатые узоры, серебряную и золотую инкрустацию. В том же X веке, начинают делать и металлические – железные и бронзовые гири. Технология их изготовления не отличаолсь от производства набалдашников для булав.
Кистень был все же, оружием больше народным, чем воинским. Им на брезговали бунтари при восстаниях. Например, знаменитый предводитель чешского восстания в XV веке, Ян Жижка непременно изображается с кистенем или боевым цепом (тоже видом кистеня).