На главную страницуДля чтения...Что посмотреть...СловарикДругие интересные местаВаши впечатления

  

Добавить в избранное

Сделать стартовой

  

 

 

  

Оставьте свое мнение о сайте в гостевой книге

 
E-Mail
  

  

 
Словарь

 


Небольшой словарик...


 

Далее (М-Я) >>>

 

 

 А

Авсень. Худ. Надежда АнтиповаАвсень (Овсень, Говсень, Усень, Баусень, Таусень) - Бог самого начала весны и осени. Бог перемен, смены времен года. Покровительствует пастухам и коням. На золотисто-рыжем коне, как солнце весною или кленовый лист осенью, Авсень привозит вести о начале весны и осени. Древние Славяне, встречавшие новый гот в марте, почитали его и как новогодний персонаж. Авсень почитается и как покровитель урожая. Его приход осенью означает окончание полевых работ и начало домашних, зимних. Также считают, что Авсень  - покровитель пчел. Представляют его в виде молодого статного мужчины, скачущего на коне.

 

Агрик - легендарный богатырь, владевший мечом-кладенцом, упоминавшийся в «Повести о Петре и Февронии».

 

Алатырь - "Бел-Горюч камень алатырь", "Всем камням камень" камень Алатырь - мифический камень, который и велик и мал одновременно. Лежит он на острове Буяне, посреди океана. Как говорят в мифах, он был установлен богом Сварогом, который начертал на нем свои Законы. Из-под него Камня берут свое начало источники живой воды. Упоминается в заговорах, как препятствие к их невыполнению: "...Кто Бел-Горюч Камень Алатырь изгложет, мой заговор превозможет"

 

Алконост - Светлая птица, воплощение бога Хорса. Жительница Ирия. Лицо у нее женское, тело птичье, а голос сладок как любовь. Услышавший пение чудесной птицы, забывает все на свете. Алконост несет яйца на краю моря, но не высиживает их, а погружает в пучину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода. Жи восточных ветвях Мирового Древа.

 

Анчутка - Дух, помесь черта и утки. Живет то в воде, то в воздухе. Конечно же, как и вся нечистая сила, появляется при упоминании своего имени. Считается, что лучше, Анчутку вообще не вспоминать. В сказках он лишен пятки, так как ее откусил волк

 

Аспид - Крылатая змея с птичьим носом и двумя хоботами . Живет в каменных горах и на землю она не садится - только на камень. Там где появляется Аспид, он все опустошает. Обычным оружием убить его нельзя, только сжечь.

 

Аука - Лесной дух, имеет сходство с лешим. Как и леший, любит сбивать людей с дороги. Однако из-под его чар можно освободиться, сказав любимую поговорку леших - "Шел, нашел, потерял". Только 4 октября не действуют никакие способы борьбы с Аукой. В этот день лешие беснуются. 

 

Алеша Попович и красна девица. Худ. Константин ВасильевАлеша Попович - Богатырь русского былинного эпоса. Последним входит в богатырскую троицу как младший названный брат. Вместе со старшими братьями, Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем героические путешествия устного эпоса. Он явно мифологический персонаж, однако, действует в обстановке древнего исторического Киева. Под именем "храбра" Александра Поповича, он упоминается как реальное историческое лицо. Этот храбр тоже родом из Ростова, успешно бьется с различными противниками, участвует в княжеских междоусобицах и гибнет в битве на реке Калке.

 

Аника-Воин - Богатырь, славный своей великой силой и опустошительными нападениями. Гордый, жестокий и самонадеянный. В сказке сражается с самой смертью.

 

Асилки (осилки, волоты, велеты) - Богатыри-великаны. Жили в древние времена. В некоторых мифах создавали реки, воздвигали горы. Чувствуя в себе огромную силу, стали угрожать богам и были уничтожены. Также бога Велеса зовут Асилой или Сильным Богом (его детей-богатырей в Беларуси именуют асилками, или волотоманами, то есть велесичами). Связано с Велесом как Асилой и другое его имя - Астер, то есть "Звездный". В словах "Астер" и "Асила", а так же "Азов" (вспомним жену Велеса - Азовушку) имеют корень "ас", что значит бог. В Скандинавии существуют Боги-Асы, в Индии - Асуры и Охуры.

 

Амазоны - фантастические персонажи. Изображения их встречаются на лубочных картинках. В мифах этот образ не развивается. Можно предположить, что к амазонам Древние Славяне относили народы, живущие в далеких сказочных странах, прежде всего, в Индии. Можно сравнить слово "амазоны" с мифическими амазонками, прекрасными женщинами-воительницами, и английским словом "amasing" - удивительный, изумительный, привлекательный.

 

Аркона -  Северный мыс острова Рюген. Древнеславянское название от слова "уркан", что значит "на конце". Здесь находился последний языческий храм-крепость из известных историкам. В 1168 году его сжег дотла датский король Вольдемар I вместе с Епископом Абсалоном - согласно легенде, остров охраняли 300 воинов, но даже 300 героев бессильны перед натиском целых армий. Тогда этот остров назывался Руяном. На арконе чтили Свентовита - бога неба и света. Этот же остров - "перевалочный пункт славянских пиратов" у сына православного священника Гумилева ("От Руси до России"). Также, Аркона-Ярконь - это священный конь, стоявший в храме Свентовита на этом острове и "дававший" ответы на вопросы государственной важности. Сейчас остров Рюген принадлежит Германии, а на месте Арконы ведутся археологические раскопки.
 

 

Б

Баба - (Мать, Златая Матерь) Общеславянское слово. Существуют сходные слова во всех индоевропейских языках. Баба - имя женского первопредка,  Используется для обозначения как мифических образов женского пола, так и названия отдельных дней, погодных явлений, астрономических объектов и некоторых ритуальных предметов. Баба - персонаж многих обрядов. "Баба" и "Дед" - персонажи русских народных сказок. Так обычно именуют и умерших предков и нечистую силу. Имеют место множество словосочетаний со словом "Баба" - как мифический образ - Баба-Яга, Баба-Рюха и т.д., так и как, например географическое название - Бабаья гора, Бабий дуб. Образ бабы распространен у западных Славян. Снежные дни марта у сербов называются Бабигни дни, Бабини ярци, Бабини козличи. День повитухи у болгар называется Бабьим днем. В центральном полесье - "Бабы" - второй поминальный день после "Дедов". Баба изредка может означать «ведьму», «знахарку», «ворожею» и т.п., например, сербское "Баба" - «колдунья », русское "бабка"  - «знахарка» и т.п. Баба в астрономической и метеорологической широко известна: баби - названия Плеяд, Серб. Бабини штали (т.е. "палки") - созвездие Орион, болгарская Баба Гале, Баба Месечника - Луна. Детское Бабий пояс - радуга, бабино просо - град. Сербское "бабин кут" (угол) - край неба, горизонт, откуда приходит непогода. Поляки на Мазурах и в Курпевской пуще о лунных пятнах говорят: «Баба сбивает масло» и «Баба печет хлеб». Слово "Баба", состоящее из двух одинаковых слогов, как считают филологи, одно из первых слов, наряду со словами "мама" и "папа", которые научились произносить древние люди. 
Название "Бабьих" мифических существ:
Баба Середа - женский образ, который связывают с прядением и ткачеством
Баба-Яга - см. специальную статью
Лешая Баба - лешачиха, жена Лешего

Белая Баба - водяной демон
Баба запечельница
Банная бабушка
Зализна Баба - (укр) Дух, сидящий в кукурузе
Житна Баба - (укр) полевой дух
Дика Баба - (укр) существо, соблазняющее молодых мужчин.

Название "бабьих" болезней:

Баба Шарка, бабуха - оспа

   

Баба-Яга - (Буря-Яга, Усоньша Виевна, Язя) лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Родственна со змеем. Баба-Яга изначально, прародительница, очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и околодомашнего хозяйства. Баба-Яга - супруга Велеса, вместе с ним стережет вход в Навь, расположенный рядом с легендарной Рекой Смородиной. Как и Велес, не относится ни к темным, ни к светлым богам. Баба-Яга играет важную роль в мифах и преданиях славян.  Живет у (в) дремучего леса в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. Она летает по воздуху и ездит на шабаш ведьм в железной ступе, погоняя толкачем или клюкою и заметая след помелом. Баба-яга обладает волшебными, огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Преследуя сказочных героев, убегающих от ее злобы и мщения, она гонится за ними черною тучею. Подобно змею, Баба-Яга, ревниво сторожит источники живой воды и заботливо прячет в своих кладовых медь, серебро и золото. Как и змей, Баба-Яга пожирает человеческое мясо. Народная фантазия представляет ее злою, безобразною, с длинным носом, растрепанными волосами, огромного роста старухою. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем, такие атрибуты ее, как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице. Но она же и помогает герою, который заслуживает этого. Мы не можем ее назвать такой же "злой" как Кощея. Сравните: герой к бабе яге обрящается ласково - "бабушка", "Бабуся-Ягуся", тогда как к Кощею - с неприязнью. 

  

Бабай - Темный ночной дух, живущий в зарослях камыша, а ночью под окнами бродит, шумит, скребется и стучит в окна. Им пугают маленьких детей, которые не хотят ложиться спать. Говорят, что он ходит с большим мешком (корзиной, сумой, котомкой) и складывает в него непослушных детей и уносит их на болото или в лес.

   

Баган - Дух-покровитель рогатого скота, он охраняет их от болезненных припадков и увеличивает приплод, а если разгневается - делает самок бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождение. В Белоруссии для него отделяют особое место в хлеву и устраивают там маленькие ясли, наполненные сеном. Этим сеном кормят отелившуюся корову как лекарством.

   

Багник - Мифологический персонаж, живущий в багне - торфяном болоте.

   

Бадняк- мифологический персонаж, воплощаемый "рождественским поленом", пнем или веткой, сжигаемой в сочельник. У сербов канун рождества называется "бадний день". В этот день пекут праздничный пресный хлеб,  с золотой или серебряной монетой внутри, называемой баганица, а у сербов - чесница. Иногда бадняка называют старым богом, в противоположность Божицу, который ассоциируется с молодостью, новым годом. Бадняк связан с образом змея, живущим под корнями дерева. Сожжение Бадняка в конце старого года можно сравнить с сожжением змея - воплощения Нави, темного начала и знаменует начало нового, чистого цикла. Обычай выбивания искр из горящего Бадняка сопровождается пожеланиями умножения скота по числу искр: "Сколько искр, столько бы коров, коней, коз. овец, свиней, ульев, счастья и удачи!". Сжигание таким образом Бадняка известно в Черногории и у болгар и везде оно сопровождается семейным застольем.

   

Баенная бабушка - Мифологическая хозяйка бани. Поскольку рожать детей было принято в бане, она помогала и рожаницам.

   

И. Я. Билибин. "Банник"Банник - (баенник, лозанка (белорусск.). Дух, живущий в бане. С ним связано много жутких историй. Иногда его представляют в виде крохотного, но как и домового, очень сильного старичка с длинной и лохматой, покрытой плесенью бородой. Его воле предписывают обмороки и несчастные случае в бане. Если кто-то обжегся, ударился, поскользнулся - это тоже проказы банника. Любимое же развлечение банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать и "стрелять" камнями в печи-каменке и пугает парящихся стуком в стенку. Вредить крупному же - обдирать кожу, запаривать досмерти: Банник начинает только тогда, когда люди злостно нарушают запреты: нельзя мыться в праздники, и поздно ночью:

Один мужик мылся, а другой ему говорит:
- Ну чего ты там, скоро или нет? - раза три спросил.
А ему из бани Банник отвечает:
- Нет, я еще обдираю его только!

 Однако, с шутником можно и поладить. Для этого Баннику оставляют хороший пар, свежий веник и лоханку чистой воды. Также, стоит принести ему хлеб с солью, положить его под полок, можно также дать ему черную курицу. Перед входом входом в Баню надо "попроситься", а при выходе из бани, не забудьте сказать: "Спасибо те, байнушко, на парной байночке". Никогда не надо подгонять друг друга в бане - это банный дедушка ненавидит. Если же вы все-таки попались под недобрую руку банника, надо выбежать из бани и позвать на помощь Домового или (и) Овинника :"Батюшка, выручи!". Считается также, что можно без опаски пользоваться баней только в три очереди: в четвертую очередь идет мыться сам Банник, причем приглашая также помыться леших, овинников, дворовых и прочую нечисть. Если человек попадет на четвертую очередь, ему сильно не поздоровится - тут уж ни Домовой ни Овинник не помогут.

 

Банница - (обдериха) Женский дух бани.

 

Беда - Женский дух, ищущий "бедовиков".

 

Бедовики - Люди, имеющие предрасположенность к несчастью.

 

Баечник - (перебаечник) Враждебный людям домашний дух. Он появляется после рассказанных или услышанных на ночь страшных историй о нечистой миле. Ходит босиком, чтобы его не слышали. Встает он над человеком с и разводит протянутыми над головой руками - хочет узнать страшно ему или нет. Будет он так разводить пока рассказанное не приснится, а человек не проснется в холодном поту. Если в это время зажечь свет, можно увидеть убегающую тень - это он и есть. В отличие от Домового, с ним лучше не заговаривать - можно сильно заболеть. В домах они обычно живут по четыре-пять. Самый страшный - усатый перебаечник, у него усы заменяют руки. Защититься от него можно только заклятьем, но оно забыто.

 

Барабашка - (полтергейст) Очень молодой дух, живущий в городских квартирах. Любит проказничать - сбрасывать со стола посуду, стучит по стенам, волновать животных, иногда даже включает на кухне газ. С теми, кто ему понравится охотно беседует стуча в стенку. Схож с Домовым.

 

Баюн - (Кот-баюн, Баюнок) Домовой дух - сказочник и певец. Он - кот, мурлычащий на ухо слушателю приятные сказки и песенки. Иногда бывает к людям враждебен - тогда может "убаюкать", усыпить.

 

Белобог. Худ. Надежда АнтиповаБелобог - Воплощение Света, Добра, Удачи, счастья, блага, олицетворение дневного весеннего неба. Капища белобога строят на возвышенностях, на открытом Солнцу месте. Жертве ему приносят весельем, играми и радостным пированьем. "На белой Руси не без добрых людей" - издревле говорили в народе. В честь него названо местечко под Москвой - "Белые боги", а в Костромской области есть Троице-Белобожский монастырь. Можно говорить о том, что Белобог - это собирательный образ всех светлых богов. (См. также статью о Белуне)

 

 

Беловодье - Иное имя Ирия-рая в честь текущей по нему Молочной реки, берущей свое начало из вымени небесной Коровы Земун.

 

Белун - Старец с белой длинной бородкой, в белой одежде и с посохом в руках. Является он только днем, чтобы вывести на дорогу заблудившихся путников:
Хоть и светит в небесах Луна -
Ох, темно без Белуна!
 
Белуна также почитают как подателя богатства и плодородия. Во время жатвы Белун приходит на нивы и помогает жницам в их работе. Чаще всего он показывается в золотистой ржи с сумою денег на носу, манит какого-нибудь бедняка утереть себе нос. Если тот исполнит просьбу, из сумы посыпятся деньги, а Белун исчезнет. Поговорки "Мужик с Белуном подружился", "У кого богатый дом, тот сдружился с Белуном" означают, что что кого-то посетило счастье. 

 

Белые жены и девы - Прекрасные духи воды как источника дождя. Сродни греческим нимфам. Являются летом в легких, белоснежных облачных тканях, озаренные лучами Солнца. В  зимнюю же пору, они одеваются в черные одежды. Они обречены пребывать в захваченных нечистью или подземных замках, в недрах гор и в глубоких источниках, берегут спрятанные там клады и ждут своего избавителя. Избавитель должен выполнить нелегкое испытание: он должен держать деву за руки и сохраняя строгое молчание, не страшась ужасных видений, поцеловать ее, уничтожив таким образом влияние колдовства. В некоторые дни, девы и жены показываются, около домов людей, преимущественно - детям и бедным пастухам. Показываются они обычно весно., когда распускаются майские цветы в такое время, с которым соединяется мысль о грядущем или уже наступившем пробуждении природы от зимнего сна.

 

Константин Васильев. "Русалка"Берегини - Так называют Русалок и Вил. Барегини помогают людям добраться до берега целыми и невредимыми, защищают их от проказ Водяного, чертей и кикимор. Существуют обереги с изображениями берегинь. Древнерусские авторы упоминали 27 (тридевять) сестриц-берегинь. Название их соотносят с глаголом "оберегать", а так же с существительным "берег" (реки, озера). Слово берег можно толковать как "граница". Есть основания и сравнивать восточнославянских берегинь с южнославянскими вилами - прекрасной внешности девами, хозяйками воды и леса. Можно говорить о том, что берегиня - "добрая" мавка.

 

Береза - Наши предки считали, что береза приносит счастье, оберегает от нечисти. Березха ассоциируется с красной девицей. Захворавших девочек носили именно к березе (в то время как мальчиков - клену или дубу). В свадебных песнях и приговорах, невесту зачастую именуют березой: "у вас есть береза, а у нас дуб" - говорила сваха. Березы сажают рядом для благополучия семьи, защиты от нечисти и "отвода" молний. Березовые ветки в тыкают в поле чтобы собрать хороший урожай, так как считают, что береза защищает от засухи. Говорят, что на березовых ветвях качаются русалки и "русаличью березку" узнают по ветвям, свисающим до самой земли.

 

Березань - Ирийская местность, одна из Рипейских гор, также - название острова, подобного либо острову Буяну, либо - Атлантиде. На острове (горе) Березани растет солнечная береза вниз ветвями и вверх кореньями.

 

Бесы - Типичные представители нечистой силы. У них нет конкретного обличия - они могут представляться в различных образах. Они появляются под всяческими личинами: "У нежити своего облика нет, она ходит в личинах". Норовит навредить человеку, сделать его жизнь несчастной.

 

Бесицы-трясавицы - Духи болезней.

 

Богумир. Деревянная статуэткаБогумир - Сын Дажьбога и Морены. Он женился на Славуне и от него пошли все люди на Русской земле, племена от его детей. Поэтому говорят, что Русы - Даждьбожьи внуки.

Вот что читаем мы в Велесовой Книге: "В те времена был Богумир - муж Славы, и имел он троих дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий. И там мать их, которую звали Славуня, им приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: "Мы должны выдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков". Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у костра. И увидел он в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на конях. И сказали они: -Здрав будь! Что ищешь ты? И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами - в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям. Отсюда начало трем родам. И соединились они, и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя - Древа, а другая - Скрева, а третья - Полева. Сыновья же Богумира имели имена - Сева, и младший - Рус. От них идут северяне и русы. Три же мужа были, все три - Утренник, Полуденник и Вечерник. Создались роды те в Семиречье, где мы обитали за морем в крае зеленом, когда были скотоводами. И было это за тысячу триста лет до Германареха. И в те времена была борьба великая за берега моря Готского, и там праотцы наши возводили курганы из белых камней, под коими погребли мы бояр и вождей своих, павших в сече." (I / III 8/2)


Божич - (Божик (макед.), Марес (лат.)) У южных славян, один из героев обряда колядования наряду с символами (златорогий олень, ворота, свинья) и обрядами, обозначающими начало весеннего цикла. Соотносится с молодостью, рождеством, новым годом, в противоположность Бадняку, старому году. Связь имен Бога и Божича делает возможным сопоставление Божича с восточнославянским Сварожичем - сыном Сварога: оба имеют отношение к почитанию солнца. Старый Бадняк и молодой Божич скрывают под своими именами Деда-Перуна, возжигателя небесного пламени, и просветленное этим пламенем Солнце. Божич покровительствует семье и домашнему очагу.

 

Боли-бошка - Лукавый и хитрый лесной дух, живущий в ягодных зарослях. Появляется перед человеком в виде бедного и немощного старичка и просит помочь отыскать потерянную им сумку. Нельзя соглашаться - иначе начнешь думать о потере, разболится голова, будешь долго блуждать по лесу.

 

Болотник - (болотный дедко, болотный леший, болотяник, багник,) - Хозяин болота, болотный дух (некоторые его считают разновидностью Водяного или Лешего). Болотника представляют угрюмым, неподвижным существом, сидящим на дне болота, безглавым толстяком, покрытым слоем грязи, с налипшими водорослями, улитками, рыбьей чешуей. Или же человеком, поросшим серой шерстью, с длинными руками и закрученным хвостом. В отличие от другой нечистой силы, Болотник не умеет менять свой облик. Болотник заманивает человека в трясину и губит его. Особенно легкой добычей становится человек, который по ночам играет на сопелке - пастушеской дудочке. Приманивает свою жертву Болотник, прикрякиавя по-утиному, ревя по-коровьи, дико стонет или хохочет. Когда человек застревает в трясине, он его хватает за ноги и утягивает вглубь. Болотник не имеет ни жены, ни детей. В отличие от другой нечисти, не боится громовых стрел, так как они теряют силу, соприкасаясь с поверхностью болота. Болотники гибнут при осушении болот и зимой, когда болото вымерзает. Белорусы различают среди болотников Оржавника (оржавинь - болото, с пятнами ржавчины на воде от растворенной в ней железной руды) - самого страшного, покрытого грязно-рыжей шерстью, с толстым животом и тонкими ногами, Багника - хозяина багна (см. статью о Багнике) - угрюмое , неподвижное существо, хватающие за ноги путников. Заметить его можно по пузырькам, поднимающимся на поверхность и по мелким бледным огонькам, которые иногда появляются на болоте. Самым же младшим у Белорусов считается просто Болотник. На Русском Севере часто наделяют болота не хозяином, а хозяйкой - болотницей.

 

Большачонок - Нечистый, приносящий ночью своему хозяину ,колдуну, богатство.

 

Боровик - (Подгрибовик) Хозяин грибов. Также одно из имен Лешего.

 

Боян - Легендарный поэт, певец и сказитель. Седовласый слепой старец, играющий на гуслях. Обо всем он ведает и слагает песни. Пел Боян о богатырях князьях богах. Его называют Влесовым внуком (см статью о Велесе), родился же он от Тура. Боян - один из немногих,кто слышал и понимал пророчества пророчества птицы Гамаюн. Ему не страшны и смертоносные песни Сирина. Некоторые относят Бояна к богам, ведь он - внук Велеса, другие считают, что Боян - все же человек. Как и Велес, считается покровителем искусства, поэзии и музыки. Известен по «Слову о полку Игореве» (его имя встречается также в надписях Софии Киевской и в новгородском летописце): «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы».

 

Бука - (Букан, Букач, Бучело, Пчелич (<Вел. Книга>), Риса (кельт.), Бубилас (лит.)) Бог пчеловодства, бортничества. Он же дух страшных снов. Внук Велеса.

 

Буря - (Варма-ава (морд.)) Богиня ветра, супруга Стрибога. Треба как Стрибогу.

 

Буря-Конь - Конь Перуна: «У коня Перуна жемчужный хвост, его гривушка золоченая, крупным жемчугом вся унизанная, а в очах у него камень Маргарит, куда взглянет он — все огнем горит».

 

Буян - Райский остров в Восточном море, подобен Атлантиде, Макарийскому острову. Некоторые исследователи ассоциируют остров Буян с островом Руян, (совр. Рюген), на котором находился храм Аркона (см. спец. статью). Также -  Поэтическое название весеннего неба; чтобы достигнуть царства солнца, луны и звезд, надо было переплывать воздушные воды. Остров этот играет весьма важную роль в наших народных преданиях; без формулы «на море-на окияне, на острове-на Буяне» не сильно ни одно заклятие. На острове Буяне сосредоточены все могучие силы весенних гроз, все мифические олицетворения громов, ветров и бури; на этом же острове восседают и дева Заря, и Перун. На острове Буяне стоит Камень-Алатырь.

 

Быстрозоркий - мифологизированный персонаж сказок. У чехов и словаков — это великан, от всевидящих и острых взглядов которого воспламеняется огнем все, что только может гореть, а скалы трескаются и рассыпаются в песок. У русских — могучий старик с огромными бровями и необычайно длинными ресницами; брови и ресницы у него так заросли, что совсем затемнили зрение. Чтобы он мог взглянуть на мир, нужны несколько силачей, которые бы смогли поднять ему брови и ресницы железными вилами. Он страшный истребитель, который взглядом своим убивает людей. Олицетворение бога-громовника.

 

 

В

Ведьма - (босорка, босорканя, вещица, вещтица, чаровница, труболетка,)Женщина, обладающая демоническими свойствами. В народе верили, что ведьмы бывают "рожденные", то есть такие, которым ведовство (тайное знание) досталось по наследству, и "ученые". При этом, "рожденная" ведьма знает больше и может творить и плохое и хорошее, а "ученая№ делает только зло и не может исправить вред, причиненный ею же самой. Ведьмой от рождения становится дочь ведьмы, или девочка, рожденная вне брака во втором или третьем поколении (то есть, чьи мать и бабка тоже были внебрачными дочерьми), или седьмая либо пятая дочь в семье, где подряд рождались одни девочки. "учеными" ведьмами становятся женщины, добровольно поступившие на обучение к ведьме. Перед тем, как принять новую ученицу, старая ведьма устраивала ей испытание: женщины брали по куску хлеба (или творога) и шли в уединенное местечко, где каждая клала свой кусок на белую тряпочку. Через некоторое время к хлебу, положенному ведьмой, сползались змеи, жабы, ящерицы, мыши и раздирали кусок в клочья. Хлеб обычной женщины оставался нетронутым. Старая ведьма говорила: "Как терзают мой хлеб, так будут терзать мою душу после смерти, а твой хлеб пока цел, как и твоя душа". Женщина, убоявшись страшной посмертной судьбы, могла отказаться от обучения. В народе знают, что ведьму можно отличить по определенным признакам, самым ярким из которых является хвост - голый у молодой, обросший шерстью - опытной ведьмы. Ведьма может превращаться в любое существо или предмет, но охотнее всего превращается в кошку, собаку, свинью, зайца, большую жабу, из птиц - вороной, совой или сорокой. Ведьмы сильнее всего в полнолуние, грозовые ночи, накануне больших праздников, особенно Купалы, которого иногда даже называют Иван Ведьмарский, Ведьмин Иван. Самый сильный вред ведьма наносит тем, что портит скот  и отнимают молоко у чужих коров, портит урожай, наводит порчу как на отдельного человека так и на целую семью, насылают грызунов. Любимое развлечение ведьм - полеты на шабаш. НА Украине верят, что ведьмы и прочая нечисть слетаются в Киев на Лысую гору. В других местах, шабаши происходят на перекрестках дорог, полевых межах, старых деревьях. Для защиты от ведьмы употребляют обычные обереги. При выходе из дома, чтобы избежать порчи, в одежду втыкают иголку или кладут в карман иголку. После смерти, ведьма не знает покоя и выходят из могил вредить людям, превращаясь в "заложных покойников" (см. статью о Заложных покойниках").

 

Константин Васильев. Человек с филином (Велес)Велес - (Волос) Вначале он явился как сын Рода (точнее, от женского воплощения Рода - Лады, которая съела Златоперую Щуку - инкарнацию (то есть воплощение) Рода (многие боги имею возможность превратиться в птиц и зверей, например, Перун - в орла, Лада - в птицу Матерь Сва, Велес - в Сирина). Во второй раз - Рода и коровы Земун. Потому его видят Быкоглавым (слово “бык” - способ произношения слова “бог”). Он же Минотавр у древних греков, Говямард (Гайомард) в Древнем Иране (“тавр”, “говя” - значит “бык” - ср. русские слова “тавро” (клеймо на быке), “говядина”). На Руси его также называли Тавром Бусичем, Гвидоном, то есть Коровичем. Его именем названа Таврида (Крым). Гвидионом его звали кельты (в валлийской песне о Битве деревьев). В былинах дела Велеса-Тавра исполняет Ставр Годинович, в сказках делами его занят царь Гвидон. У Велеса много имен, он имеет множество ипостасей. Само имя Велес значит “великий властитель”. Он же в Малой Азии - Ваал, в Индии - Валу (враждующий с Индрой и убиваемый). Но он не может погибнуть, сама Смерть для него значит бессмертие. Он вновь возрождается под иными именами, являет новые свои качества. Он вновь и вновь возвращается на Землю, уходит из Сварги от Вышнего, ибо сострадает людям. В устной русской традиции он являлся под именами, созвучными имени Велес (все герои, носящие эти имена, свершают деяния подобные деяниям Велеса), так наследниками Велеса в былинах стали Василий Буслаев, Алеша Попович (он же в украинских думах Олекса, то же что Велекса). В русской православной христианской религии место Велеса заняли святой Власий - покровитель скота, святой Василий Великий Кесарийский - покровитель музыкантов, а также мученик Василий Анкирский. Они явили собой как бы три разных ипостаси Велеса. Велеса также зовут Сильным богом, или Асилой (его детей-богатырей в Беларуси именуют асилками, или волотоманами, то есть велесичами). Он же бог Асира (Ашшур), давший имя Ассирии. Он же авестийский Ахура Мазда (Господь Мудрость). Египтяне именовали его Осирисом, и считали сыном Солнца-Ра и отцом Хора. Связано с именем Асила и другое его имя - Астер, что значит “Звездный”. Он и рождается из Синей Звезды, прилетевшей от трона Вышнего. И Астер и Асила, а также Азов имеют корень “ас”, Велесчто значит “бог”. Асы у скандинавов класс богов, также и асуры, охуры в Индии и Иране. Божественную энергию Велеса - его супругу именуют на Руси Азовушкой. По ее имени названо Азовское море, гора Азов на Урале. Изначально она родилась дочерью Сварога и Матери Сва-Славы (духа Ра-реки, Волги). Она также имеет много ипостасей и в разные времена являлась под многими именами и рождалась от разных родителей. Она была Азовкой на Урале и на Кавказе. Также она стала Асей Звездинкой, дочерью Садко (из сказки об Аленьком цветочке). Потом Ясуней Святогоровной (ставшей от горя после ухода и смерти супруга Ягиней, Бурей-Ягою). Она же была Премудрой Вилой (Василиса Премудрая русских сказок). Она же Славуня (дочь Славы), Домна из русских баллад, Сида что значит Мудрая: седуны — мудрецы и волшебники. Нкоторые также ассоциируют Велеса со змеем, или считают, что змей, как и бык и медведь - одна из эпостасей бога. 

 

Вий - Брат бога неба Дыя. В мирное время Вий - тюремщик в Пекле. У него тяжкие веки, их держат вилами приспешники Вия. Если Вий откроет очи и взглянет на человека - тот умирает. Вий не выносит солнечного света, потому всегда предпочитает пребывать под землей. 

 

Вила - Злаитовласая красавица в светлом платье с золотым поясом, в золотой короне, с лебедиными крыльями за спиной. Люди могут увидеть вил на опушке леса, в горах, на берегу реки, чаще всего весной и летом по большим праздникам. Вилы очень любят музыку, песни, танцы и игры. Древние Славяне верили, что там, где они водят хороводы, вырастают кругом грибы. Вилы приносят урожай, помогают в хозяйстве,  заботятся о детях и исцеляют больных. "Вилино дерево" - боярышник. К нему приносят чашу вина и просят спасти больного. Но вилы могут и вредить людям. Они очень завидуют чужой красоте и красивому голосу. Чтобы не разозлить их, не надо хвастаться своей красотой и не наступать на то место, где вилы водили хоровод. Также Вилой звали одну из жен Велеса

 

Витреница - Мифологический женский персонаж, обменивающий детей

 

Вирник - Водяной, живущий в водовороте.

 

Водяниха - Так называют русалку или же жену водяного (см. соответствующие статьи).

 

Водяной - (водяник, водовик) Житель рек, озер и других водоемов, их покровитель и хозяин. Зачастую Водяной выступает как враждебное человеку существо. Иногда его представляют как голого обрюзглого старика, пучеглазого и "ластоногого". Иные считают, что он похож на обычного "доброго молодца", от которого отличается только тем, что с левой полы его одежды постоянно стекает вода. Существуют и придания, где леший выступает как дружественное человеку существо. Часто он обращается к человеку за помощью (например, чтобы  тот помог разрешиться от бремени его дочери, русалке). Водяной способен превращаться в громадную щуку или сома, прикинуться толстым бревном, обернуться козлом, собакой, селезнем. Обитает он обычно в омутах и под мельницами. Над его жилищем вода по-особому вертится.

Водяные бывают:
Омутник - живет в омуте.
Вирник - живет в водовороте
Тихоня - живет в стоячей воде
Топельник - живет в топях

 

Волкодлак - (Волколак) Оборотень, способный превращаться в волка. Слово "Волкодлак" происходит от слов "волк" и "длак" - шкура. В полночь, в полнолуние приходит оборотень в лесную чащу, натирает тело соком волшебной тирлич-травы, собранной под Купалу на Лысой Горе, перекидывается слева направо через двенадцать ножей, воткнутых в осиновый пень и превращается в волка. Когда оборотень захочет вернуть свой человеческий вид, он перекидывается через тот же пень, но справа налево и беда, если кто-нибудь уберет хоть один нож, - тогда оставаться до смерти оборотню волком.

 

Волх - (Волхов, Волховец, Волк, Вольга) Бог чародейства, оборотничества, войны, удальства. Сын Интры. Считают, что оборотни-волкодлаки - его последователи.

 

Волх Всеславьевич - былинный герой, унасладовавший свои качесвта от Волха.

 

Вышень - О Вышне говорит «Книга Велеса». Согласно дощечкам, Вышень или Вышний (Всевышний) передает Знание (Веды), или Огонь Веры, русским людям через своего посланца Птицу Матерь Сва. «Матерь Сва славу поет... и Эти Слова исходят от Птицы Вышня, из Сварги над Русью летящей (Род III, 4). И его же (огонь) дает Матерь Сва, и Она славу приносит на крыльях своих праотцам нашим» (Троян IV 1:6). И кличет Матерь Сва к Всевышнему, посылающему ветер лесами огонь очагам нашим, тогда Он приходит на помощь... (Бус II 4:2). Жертвенный Огонь в очагах, который зажигает Всевышний (Вышень) и Птица Матерь Сва, есть не просто огонь, это Огонь Веры, суть само Ведическое Знание. Имя Всевышнего в форме Вышень (в «Книге Велеса») известно также в 
форме Вишна (у болгар-помакав в «Веде славян») и в форме Вишну (в современных переводах с санскрита). Эти формы передают с помощью звуков современного языка древнее санскритское Visnu, имя Всевышнего. 

 

Г
Гамаюн - Вещая птица, посланница Велеса, поющая людям божественные гимны и предвещающая будущее. Когда летит Гамаюн с востока, из Ирия, приходит буря, смерч и ураган. Гамаюн все на свете знает о происхождении Земли и Неба, Богов и Героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. Но лишь тем, кто много испытал, много страдал и много терял, встречается эта птица. Тем кто умеет слышать, она расскажет о том, что было, есть и будет.

 

Горыня - Один из трех братьев-великанов, помощников Перуна (Горыня, Дубыня и Усыня). Про Грыню говорят, что он пробует силу "над горами", подбрасывая целые скалы на одном мизинце.

 

Гнетка - Домовой, давящий спящих людей (см. статью о Домовом)

 

Гуменник - (Гуменной хозяин) Житель и хранитель гумна (место около овина, куда с поля привозят снопы). Он может строго наказать, если на гумне делают что-то не так, но может и подружиться с хозяином и помогать ему, однако, если хозяин неуважительно относится к гумну, Гуменник может поджечь его своими пылающими глазами. Гуменник, как и Овинник может встать на защиту хозяина, если ему угрожает какая-то нечисть.

 

 

Д

Дана - богиня воды. Почиталась как светлая и добрая богиня, дающая жизнь всему живому. По древне-поэтическому представлению бог-громовник кипятит в грозовом пламени дождевую воду, купает в ее ливнях небо и землю, и тем самым дарует земле силу плодородия. Особые почести этой богине воздавались во время Купальских праздников.

 

ДаждьбогДаждьбог Сварожич - (Дабог, Дажбог, Дабуша) Бог Солнца, сын Сварога. Имя его означает "дающий бог". Древние поэтические предания говорят о том, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых и златокрылых коней, а солнечный свет происходит от огненного щита, который он держит в руках. Дважды в сутки он пересекает Океан-море на ладье, запряженной водоплавающими птицами. В "Слове о полку Игоревом" русские названы "Дажьбожьими внуками". Также верят, что Даждьбог незримо присутствует на свадьбах. По весне Даждьбог выпускает соловушку "замыкать зиму и отмыкать лето". Его именем нарекали детей.

 

Дасунь - темное царство, населенное дасу — демонами или представителями неарийских, неславянских племен.

 

Двоеглазка - черношерстная собака, имеющая над глазами два белые пятна, которыми и усматривает она всякую нечистую силу.

 

Двоедушник -  Существо, способное вмещать в себя две души — человеческую и демоническую. Число «два» у славян, в отличие от чисел «один» и «три», обладало сверхъестественной силой. Обычно двоедушник днем ведет себя как и любой другой человек, а ночью он сразу же засыпает глубоким сном, так что разбудить его невозможно. В это время он бродит вне своего тела в обличье пса, зайца, коня и т.п. Иногда после смерти двоедушника его чистая душа идет на тот свет, а нечистая душа становится упырем. 

 

Дворовой - Доброжелательный дух, живущий во дворе и ухаживающий за скотом и дворовым хозяйством. Сродни Домовому.

 

Дева-Кан - Дух в виде прекрасной девушки, которая является по вечерам в села, приманивает детей лакомствами, одевает их облаком и увлекает с собою.

 

Деды - общеславянские духи предков. Дед - хранитель рода и, прежде всего, детей, конечно. Старший мужчина, представитель родового старейшинства, который усмиряет страсти внутри клана, хранит основные принципы морали рода, строго следя за их исполнением. Белорусы и украинцы называли дедом домовое божество, охраняющее домашний очаг, печной огонь, как бы малый Перунов огонь, в отличие от большого - на небе. Дедом называли и лесное божество - хранителя Перунова клада. Деда молили об указании, открытии клада. В Белоруссии хранителя золотых кладов называют Дедка. Ходит он по дорогам в виде нищего с красными, огненными глазами и с такою же бородою и, встретив несчастного бедняка, наделяет его деньгами. В Херсонской губернии рассказывают, что клад нередко является в виде старика в изорванной и грязной нищенской одежде. На Украине рассказывают о старом, беловолосом и сопливом деде, который бродит по свету, и если утереть ему нос, то он тотчас же рассылается серебром. У славян особый обряд почитания дедов совершался весной на радуницу - седьмой день Пасхи или осенью. Угощали дедов и на Рождество, под Новый год. Души умерших родственников приглашали в дом и жертвовали им пищу, выливая ее под стол или выставляя за окно. Пищу также относили на кладбище и клали на могилки. Деды изображались в виде «болванов» с лучиной. В Белоруссии во время обряда хозяин трижды обносил зажженную лучину вокруг стола, совершая окуривание душ умерших.

 

Дзивожены - (дикие жены, дивьи жены) обитательницы лесов, родственные русалкам. По рассказам гуцулов, дикие жены живут в пещерах, на неприступных местах; ночью они собираются толпами, бегают по полям и лесам, хлопают в ладоши, и, завидя путника, бросаются на него и начинают щекотать. Гуцулы представляют их высокими, худощавыми, с бледными лицами и длинными, растрепанными волосами; вместо пояса они обвязываются травою. Дзивожены боятся цветов, называемых колокольчиками, т.е. собственно обнаруживают страх перед Перуновым цветом, распускание которого сопровождается всепотрясающим звоном грома. Они подменивают некрещеных младенцев и вредят родильницам; чтобы противодействовать их замыслам, под подушку родильницы кладут нож символ разящей молнии. Если ребенок явится на свет мертвым, в этом виноваты дивьи жены.

 

Дид - Третий сын богини Лады, после Леля и Полели, бог супружеской любви. Вечно молодой Дид покровительствует прочным союзам, почитается символом нестареющей, неизбывной любви. Символом этой неразрывной связи являются две горлинки, которые держит в руках Дид, каким его изображала статуя, воздвигнутая в огромном храме в Киеве. Дид любит приношения цветов, ягод, веселые, приветливые песни, любит, когда большая семья приходит к алтарю и возносит благодарность за счастливо протекающие годы.

 

Див - Одно из самых загадочных существ. Облик его видят по-разному, сходятся они в одном: это вихрь-человек или птица, сверкающий точно молния, который внезапно появляется на пути войска, идущего на бой, выкликающий то страшные, то благоприятные пророчества. О нем упоминается в "Слове о полку Игореве": "Див кличет вверху дерева". Однако его пророчества, как правило остаются не услышанными. В разгар битвы, див кружится над теми, кто обречен на поражение.

 

Дивия - (Дива) Богиня природы, мать всего живого. Имя богини Дивии находится в переводной «Беседе Григория Богослова об испытании града (градом)» в той ее части, которая признается вставкой русского книжника XI века. Здесь перечисляются различные пережитки язычества вроде молений у колодцев с целью вызова дождя или почитания реки богиней и принесения жертв. Далее следует: «Овъ Дыю жъретъ, а другьш — Дивии...» Кого подразумевать под богиней Дивией — не известно, но, во всяком случае, это должна быть какая-то первостепенная богиня, равновеликая Дыю.

 

Днепр - Легендарный богатырь, бог реки Днепр.

 

Добрыня Никитич - Легендарный богатырь, "средний брат" богатырской "троицы". Родился в Рязани от Амелфы Тимофеевны. В богатырской дружине он - правая рука Ильи Муромца, он незаменим там, где надо проявить нее только силу, но и обходительность, такт. Он - "на речах разумный", "с гостями почестивый".

 

Догода - Бог тихого, приятного ветра и ясной погоды, брат и полная противоположность Позвизда. Румяный, русокудрый юноша в васильковом венке, в серебристо-голубой одежде, , с самоцветными крыльями  за спиной. Догода пролетает над землей, осеняя ее своей улыбкой, ласковым взором, приветливо помахивая веткой вечнозеленого вечноцветущего шиповника. За ним плывут стаи легкокрылых облаков. Догода не принимает никаких жертвы, кроме  веселых, нежных танцев и песен.

 

Додола - Громовая богиня весны. Она шествует над полями и нивами с свитою полногрудых нимф, за которыми стремительно гонятся в шуме весенней грозы Перун и его спутники, настигают их разящими молниями и вступают с ними в любовный союз. Славяне водили Додолу - девушку, увенчанную травами и цветами, по деревне, у каждой избы они становились в ряд и пели обрядовые песни, а перед ними плясала Додола. Хозяйка дома или кто другой из семейства, взяв полный воды котел или ведро, испрашивая дождя, обливали додолу водой, которая продолжала петь и вертеться. Пляска Додолы - то же, что пляска грозовых духов и нимф; обливание ее водою указывает на те дождевые источники, в которых купается богиня весны, а ведра, из которых ее окачивают, — на те небесные сосуды, откуда проливается на землю благодатный дождь.

 

Доля - Сестра Недоли, помощница Макоши, небесная пряха, прядущая добрую, благодатную нить жизни человека. У Доли течет с веретена ровная золотистая нить, тогда как у Недоли получается неровная и непрочная. В народе говорят: "Не в поле счастье, а в доле", "Недоля сталась - напасть досталась. Обычно представляется в образе ухоженной красной девицы или, что реже, молодца с золотыми кудрями и веселой улыбкой. Хотя по началу пытается завести дружбу со всеми, не любит ленивых, нерадивых, употребляющих хмельными напитками, плохих людей.

 

Домовая (домашняя) змея - Змея или уж, происшедшая от умершего предка и покровительствующая семье. Змею, расположившуюся во дворе, нельзя убивать - иначе может умереть хозяин или хозяйка. Обычно домовая змея короткая, красного, белого или серого цвета. Домовой уж - толщиной в руку, но куцый, как бы обрубленный, напоминающий полено, с большой круглой, похожей на детскую головой. Любимые места у Домашней змеи те же, что и у Домового: порог, подполье, возле печи, под фундаментом дома. Она живет также в хлеву, во дворе. Обычно она невидима и появляется только в особенных случаях, например, ее появление - верный знак скорой смерти хозяина или того члена семьи, которому она показалась. Однако она предсказывает и другие события: если она захохочет - к добру, произнесет "хы-хы-хы" - к несчастью. Если домочадцы видят змею, ползущую со двора - это к скорой бедности и других несчастий, если наоборот - к добру. Благодаря Домашней змее, хорошо ведется скот. Если ее обнаружат на спине или у ног коровы, не трогают ее и стараются не беспокоить. Считают, что у домашних змей есть любимые коровы, которых они сосут - это к счастью. Такая корова считается счастливой, ее не доят  ни в коем случае не продают. Если кто-то случайно убил домашнюю змею, он немедленно должен бросить орудие убийства в воду, иначе погибнет весь скот. Домашняя змея любит и детей. Ее  почитают, оберегают и опасаются обидеть. Иногда вместо змеи выступает в ее роли Домовая лягушка.

 

Домовой - У него много имен. В России его зовут хозяин, Дедушка-суседушка, Избенной большачок, Домовик, Дедушко-браток, Братанушко, Доброхотушко, Хозяйнушко мохнатый, Кормилец, Лихой, другая половина, жировой черт  в Белорусии - Господарь, Дамавай хозяин, Браток, Дед, Свойский, черт дамавы, не свой дух, лиходзей, на Украине - домовой дябел, нечистый. Он - покровитель дома, "Душа избы". По некоторым поверьям домовоцй рождается из души принесенного перед строительством дома в жертву животного, по другим - из душ срубленных на строительство деревьев, однако, у домовых были и жены и дети, так что, не исключено, что Домовой может появиться и "естественным путем". Если приходится строить дом заново, например, после пожара, берут с собой старого домового - его с угощениями и уговорами переносили в стоптанном лапте или на лопате, которой клали в печь хлебы ,на новое место. Любимые места у Домового -  порог, подполье, возле печи, под фундаментом дома. Его обычно представляют как маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами. По нраву Домовой - идеальный домохозяин, иногда ворчливый, но в душе добрый. Древние всегда старались с ним подружиться: не забывали обратиться к нему с ласковым словом, оставить немного вкусной еды. Если ты с Домовым в хороших отношениях, он будет ухаживать за скотиной, содержать дом в порядке, предупреждал о грозящем несчастье. Прежде чем входить в пустой или заброшенный дом, обязательно надо попросить разрешения у местного Домового. Однако, Домовому не чужды и игры и баловство - иногда может приняться докучать какому-нибудь животному. Чтобы он перестал, его надо "оговорить", например так: "Что же ты, дедушко-суседушко, кошку оземь бросаещь? - Какое ж без кошки хозяйство?"  

 

Дый - Имя бога, упомянуто в древнерусской вставке в южнославянский текст «Хождения богородицы по мукам» и в списках «Слова о том, како погане суще языци кланялися идолом» («Дыево служенье»). Многие склонны ассоциировать имя "Дый" с богом Дивом. Или, как считают другие -  одно из имен Сварога.

 

Е

Еда - (трапеза) У славян это не просто поглощение пищи, а своеобразный ритуал. У каждого - свое место за столом. Самое почетное место, в красном углу - во главе стола, было у главы семьи. Ни в коем случае нельзя ругать еду, стоящую на столе, ибо она - дар богов. 

Ендарь - Сказочный персонаж в легендах древних славян. По поверьям в Вятской губернии, ендарь живет под старым дубом питается воздухом. Размером он с кабана. Подробнее он не описывается и облик его не ясен. 

Еруслан Лазоревич - (Руслан, Уруслан Залазарович) герой древнерусской книжной сказочной повести и фольклора. В героических странствиях Еруслан Лазаревич вступает в единоборство с богатырями-соперниками, чудовищами (в том числе с трехголовым змеем, которому в жертву предназначалась царская дочь), вражескими полчищами. 

 

 

Ж

Жабалака - Oборотень, способный превращаться в жабу.

 

Жареница - Женский овинный дух. Живет в овине у печки. Говорят, будто она изучает свет и огонь. Ее, по поверьям, можно увидеть в полдень на огороде или на гороховом поле.

 

Жар-птица - Чудесная птица с золотыми крыльями. Живет она в Ирии. Считают, что в Жар-птицу превращается Даждьбог. Сияние Жар-птицы слепит глаза как солнечный свет. Даже одно перышко-лучик приносит счастье и радость. Наши предки верили, что поймав Жар-птицу, можно попросить ее принести из Ирийского сада золотые яблоки, возвращающие молодость. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается.

 

Жива - (Живана, Сива) Богиня весны, плодородия и любви; воплощает жизненную силу и противостоит мифологическим воплощениям смерти. Она - молодая, красивая женщина с золотыми волосами, украшенными цветами и жемчугом.  Платье на ней из свежей травы. Жива своим приходом воскрешает умирающую на зиму приду, дает земле плодородие, растит нивы и пажити. В правой руке она держит яблоко, в левой - виноград. С Живой неразрывно связана кукушка. В последнее воскресенье мая, Славяне отмечают праздник Кукушечки: собираются в лесу на поляне, водят хороводы, поют песни про весну и Живу, прыгают через костер. В этот праздник, единственный раз в году, можно было покумиться, то есть породниться с каждым, кто тебе нравится. Для этого нужно поцеловаться через березовый венок и произнести следующие слова: "Кумись, кумись, роднись, роднись, у нас на двоих - общая жизнь . Ни радость, ни слезы, ни слово, ни случай - нас не разлучат", а затем, обменяться чем-нибудь на память. При этом девушка, наряженная Живой, держит в руках фигуру Кукушечки: верили , что лесная птица услышит клятву и передаст ее Живе.

 

Живая вода - (амрита, нектар, амброзия) Напиток, дающий бессмертие.

 

Желя - (Жля, Журба) Богиня смертной печали. «Желя», сестра Карны (Кручины). «Желение» — скорбь по умершим. Считалось, что даже одно упоминание ее имени облегчает душу. Чешский хронист середины XIV века Неплах описывает славянскую богиню Желю. В славянском фольклоре сохранилось много плачей и причитаний. Однако с принятием христианства на Руси появились специальные поучения, ограничивающие проявление неумеренной печали по умершим. Например, в «Слове св. Дионисия о жалеющих» говорится: «Если ли отшедшим отселе душам тамо кая полза от желения?» Сходное обозначение обрядов «желенья и карания» встречается в перечислении различных языческих обрядов в списке XVII века древнерусского «Слова некоего христолюбца...».

 

З

Заложный покойник - Люди, умершие "неправильной" смертью - упыри, русалки, кикиморы, шуликуны и т. д. Под нееправильной смертью понимается такая смерть, когда человек умирает "не изжив" срока, определенного ему или жил неполноценной жизнью - не вступал в брак, не оставил после себя потомства. Также заложными покойниками могут стать те, кто при жизни общался с нечистой силой. Заложные покойники - противопоставление людям, умершим правильной смертью - "дедам", "родителям", "пращурам".

Зареница (Заря) - Сестра (жена) Солнца, она же Елена Прекрасная в русских сказках. Ее представляли в виде прекрасной девушки, которая может обернуться птицей, чтобы полететь в Ирий. Как-то раз она прилетела к океану, сняла крылья, перышки и пошла купаться. Тут увидел ее великий бог Солнца Хорс, и украл у Зари ее крылья. Вышла Заря из воды и не нашла своих крыльев. Тогда попросила она вора отдать ей оперение и за это пообещала стать его женой. И жили они счастливо, пока не увидел Зарю Месяц. Украл он Зарю у своего брата Хорса. За это разгневался на него Перун и рассек его булатным топором (мечом) пополам. С тех пор стал месяц не круглым, а таким, как мы его на небе видим. Заря вернулась к Хорсу

Запечник - Домовой, живущий за печью. 

Зевана - Богиня охоты и лесов у некоторых Славянских народов.

Земун - Небесная Корова, мать Велеса (в одном из его рождений). Верят, чте из ее вымени течет Молочная Река в Ирии. 

Злыдни - Мелкие духи, слуги Недоли. Обитают в доме человека, сидят на его плечах. Это худые зверьки с облезлой шерстью. Прячутся за печью. Олицетворяют несчастную судьбу, недолю. Белорусская Злыдня - невидимая женщина без глаз, ушей и языка, которая когда-то была змеей. От злыдней избавиться сложно, но можно - для этого хитростью нужно заставить залезть их в мешок, плотно его завязать и бросить в болото. Их можно также связать и оставить на дороге - тогда они перейдут к тому, кто освободит их.

Змей Горыныч - сказочный образ Мирового Змея, других змеев Русской традиции.

Змей-любак - Дух, прилетающий в виде змея к тоскующим по отсутствующим или умершим мужьям женам.

Змей-носак - Змей, приносящий своему хозяину-колдуну украденные у людей богатства.

Змея-деньгоносица - Змея, приносящая хозяину-колдуну деньги, украденные ею у людей.

Знахарь (знахар, ворожейка, ворожильник, лекарь, лечейка, шептун) - Человек, умеющий при помощи магии и различных предметов (растений, золы, углей, и т. п.), исцелять больных людей и скот. Также может охранять людей от враждебного колдовства, призвания или отвращения дождя и гроз. Знахари, для своего дела не обращается к нечисти, а использует заговоры, воду... Отношение к знахарю в народе более положительное, чем отрицательное (в отличие от колдунов и ведьм) - ведь знахарь всегда придет на помощь в случае болезни, какой-то неприятности. Знахарь может предсказать и будущее посредством гадания. Также знахарь - в области приворота - они привораживают девушкам женихов, охраняют на свадьбе от порчи. Также знахарь умеет уничтожить в доме вредителей - насекомых, мышей, защитить посевы от них же, обеспечить рыбаку удачу на рыбалке. Знахарское знание не появляется при рождении, оно накапливается с опытом, ему надо учиться. Знахарство - не только мужское, но и женское занятие.

 

И

Иван Купала - см. Купала.

Икотник - Колдун, напускающий на человека икоту.

Индра - "Владыка", главный бог индийского ведического пантеона. В Велесовой книге упоминается, как верховный небесный бог, который вместе с Перуном устраивает битвы.

Индрик-зверь - Царь темного царства, свержен с престола и убит своим сыном Волхом. Отец Волха от связи с Матерью Сырой Землей. Супруг змеи Пераскеи. Живет он под землей, в его ведении колодцы. Индрика представляли огромным змеем со светящимся рогом, которым он буравит облака, проливая дожди. Иногда он запирает воду в своих пещерах и тогда наступает засуха. 

Инкарнация - То существо, птица или зверь, в которое обращается какой-либо Бог. Например, одной из инкарнаций Перуна является Ворон, Велеса - медведь...

Ирий - (Вырий, Ирье) С определенной натяжкой Ирий можно назвать Славянским раем. Ирий - светлое небесной царство, которое находится выше облаков, в мире Прави. Там растут священные деревья - Дуб, Береза и Яблоня с молодилдьными яблоками, дарующими богам бессмертие. На этих деревьях сидят чудесные птицы: Гамаюн, Сирин и Алконост. В Ирии течет молочная река, вытекающая из-под Камня Алатыря. Души людей, живших по Прави, по падали в Ирий.

Ичетик - Загубленный собственной матерью ребенок. Живет в болотах, около мельниц и предвещает несчастье, производя характерный звук, похоицй на битье бичом по воде. Представляют его в виде маленького мохнатого человеска.

 

К

Капище - Место поклонения богам, принесения им жертв и проведения обрядов. Обычно они строились под открытым небом. Место постройки определялось многими факторами, как магическими, так и материальными. Светлым, правским богам, капище строили на холмах, если темным - в низинах, оврагах. Богам, связанным с водой - около рек или озер. В центре капища стоял кумир бога или несколько кумиров, если капище строили нескольким богам сразу.

Карна - От слова "карить" - божество похоронного обряда, сестра Жели.

Кащей Бессмертный - ( Трипетович ) Сын Матери Сырой Земли, владыка темного царства, также - славянский Аид, царь царства мертвых. У греков ему соответствуют Триптолем и Аид. Противник Ярилы и Дажьбога.

Квасура - Изначально бог хмельного меда, пива, вина, веселья и виноделия, почти то же, что и Яр-Хмель. В скандинавских мифах Квасир - мудрый человечек, из крови которого был сделан мед поэзии, обладающий многими волшебными свойствами.

Кий - Сын Орея, внук Дажьбога, прародитель русских людей, основатель Киева. Реальное историческое лицо. Упоминается в Книге Велеса.

Кисек - Один из мифологических прародителей русских людей, племя Кисека соединилось с племенем Орея. Упоминается в Велесовой книге.

Кикимора - Божество ночных кошмаров. Ночью Кикимора является из Нави, царства теней и насылает на человека дрему. В этом состоянии страшные события, приснившиеся человеку, он принимал как происходящие на яву. Кикимора морочит, выдает ложь за правду.

Клад - Спрятанные кем-то сокровища. Различают "чистые" клады - те, которые не охраняются нечистой силой или каким-то заклятьем - такие клады может забрать любой человек без всякого вреда себе и "нечистые" - спрятанные с применением магии, говорили "спрятать клад со словом" - то есть охранить клад каким-то заговором. Заклятый клад закапывают в землю голыми руками на молодой месяц. Пряча богатство, владелец "кладет зарок" - произносит заклинание, где рассказывает об условиях, при которых можно завладеть кладом. Клад можно положить "на чью-то голову", то есть хотящий забрать клад, должен соответствующую голову снести с плеч и принести в жертву. 

Кладовик - (кладенец, копша, лаюн, щекотун, копша, кладовые бесы, скарбник) Духи, охраняющие "нечистые" клады. Их выбирают в ночь на Купалу бесы из своей среды. Также клад может сторожить заложный покойник. Поздние поверия рассказывают, что клады могут стеречь известные в прошлом разбойники, атаманы и короли, например, Степан Разин, Емельян Пугачев, Кудеяр, Мазепа.

Кликушество - Особый вид бесноватости, то есть "болезни", при которой в человека вселяется бес (по поручению колдуна). Кликушество - борьба бесовского и человеческого начал. Кликуша в беспамятстве бьется о землю, кудахчет, ржет, мяукает, выкрикивает имя того, кто напустил на него беса. Причем, когда отвечает демон - он говорит о себе в мужском роде или от третьего лица. Один из симптомов кликушества - сильнейшая икота.

Кликуша - Бесноватый человек, в которого вселилась нечистая сила.

Колдун - (ведьмак, труболет, ведьмар, ворожбит, босоркун) Мужской аналог ведьмы. Свои навыки получает от рождения или при передачи их ему другим колдуном. Его колдовство может быть как вредоносным, так и полезным. Внешне колдуны от людей отличаются различными уродствами: они горбатые, кривые, слепые, хромые, имеют одну левую руку, имеют красные глаза. На Русском Севере верили, что колдун рождается в сорочке и с двумя рядами зубов, при этом считалось, что колдун имеет силу до тех пор, пока у него все зубы целы. Также колдун никогда не стрижет ногти. Зрачки колдуна не отражают собеседника или же отражение перевернуто вверх ногами. Колдуны часто рыжие, длинноволосые и бородатые. Колдуна можно узнеать по тому, что он разговаривает сам с собой и никогда не смотрит в глаза собеседнику. Колдун может обладать огромной силой - как положительной, так и отрецательной - он может спасти или загубить посевы, навести или отвести моровое поветрие, наводить и отводить порчу...

Колодезный - Дух-хозяин колодца.

Кострома - Сестра Купалы. (см. также Купала)

Коляда - Изначально воплощение смены новогоднего цикла, так называемый бог нового года. Ранее коляды отмечались в начале каждого месяца. Коляда - сын Даждьбога, приплывший младенцем в корзинке в Ирий после гибели его матери Златогорки.

Красные Шапочки - Черти, помощники колдуна.

Кустица - Хозяйка куста

Кощей - Сын Вия, брат Святогора и Златогорки. Имя тюркское и означает «слуга», «раб». Повелитель темного мира, считался покровителем всех злых колдунов, а также зимнего сна природы. Супруг колдуньи Марены и в этом отношении противник и темное «я» Даждьбога. Во всех легендах эти два героя неразрывно связаны, как вечные противники.

Кривда - Олицетворение всех темных сил, противница Правды.

Купала - Сын Семаргла и Купальницы. По мифам, был похищен лебедями в младенческом возрасте. Олицетворял умирающую и возрождающуюся природу наряду с Костромой, Германом и другими сходными фольклорными персонажами. Великий праздник Купалы отмечают 24 июня, в самый длинный день в году. Купальские гуляния длятся всю весь день и всю ночь. Многие вещи на Купалу обретают сверхъестественные способности, поэтому колдуны и знахари в этот день собирают целебные травы, активно занимаются волшбой.

Купальница - Богиня луны и воды. Мать детей Семаргла.

 

Л

Лад - Бог примирения и согласия, в каком-то смысле, порядка. 

Лада - Женская ипостась Рода, супруга Сварога и мать богов Сварожичей.  Лада - мать Богов, старшая Рожаница, Лада считается семейным божеством, широко распространенным в славянском фольклоре. Супруга Рода (или Сварога). Является одной из богинь-рожаниц. Рожаница Мать (Лада) связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: плодоносная Осень. Художники обычно изображают ее немолодой женщиной, доброй и полнотелой. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Имя (слово) Лада имеет отношение к установлению порядка :"ладить", "налаживать" и т.д. Некоторые исследователи признают Великую Ладу матерью 12-ти месяцев, на которые делиться год. А ведь месяцы, связаны с 12 созвездиями зодиака , которые согласно астрологической науки, оказывают влияние на человеческую судьбу. Лада предстает перед нами не просто богиней лета, домашнего уюта и материнства, она связана еще со всеобщим космическим законом. 

Лаюн - Демон, стерегущий клад.

Лебединые девы - В народных сказаниях существа особой красоты, обольстительности и вещей силы. По первоначальному своему значению они суть олицетворения весенних, дождевых облаков; вместе с низведением преданий о небесных источниках на землю лебединые девы становятся дочерьми Океан-моря и обитательницами земных вод (морей, рек, озер и криниц). Таким образом они роднятся с русалками. Лебединым девам придается вещий характер и мудрость; они исполняют трудные, сверхъестественные задачи.

Леля - Леля - Богиня девичьей любви, младшая Рожаница, покровительница влюбленных,  красоты, счастья. Дочь Лады. Супруга Семаргла. Всем знакома опера Римского-Корсакова "Снегурочка" и знаком один из ее персонажей, юноша -пастух с именем Лель, но на самом деле, как утверждают ученые у древних славян была дочь богиня с именем Леля. Она является богиней нежных, трепетных весенних ветерков, первых цветов, юной женственности. Славяне верили, что именно Леля заботится о первых, едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю - Весну торжественно "закликали" - приглашали в гости, выходили встречать ее с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь? Праздник "лельник" обычно праздновали 21 апреля, на кануне Юрьева дня. Эти дни называли также "Красной горкой", поскольку местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устраивали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая исполняла роль Лели. Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывали приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. А вокруг скамьи раскладывали сплетеные веники.

Лель - Бог юношеской любви, страсти. О нем до сих пор напоминает слово "лелеять", то есть нежить, любить. Он - сын Лады и брат Лели. Представляли его или в виде златовласого крылатого младенца или в виде прекрасного юноши. У Леля из рук исходят искры, возжигающие огонь любви.

Лесавки - Лесные духи, родственники - дед и бабка Лешего. Они - серого цвета и очень маленького размера, похожи на ежей. Живут в прошлогодней листве. Активную жизнь ведут с конца лета до середины осени. В это время они веселятся, буянят, водят хороводы, шелестят, копошатся. После чего долго спят - до следующей осени.

Лесные деды - Как правило, отшельники, живущие в лесах и хранящие мудрость и знания. Один из наиболее известных лесных дедов - волшебник Финн из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Летун - Черт, прилетающий в виде змея к женщинам, тоскующим по отсутствующим или умершим мужьям.

Лешевик - Ребенок лешего.

Леший - Леший живет в лесной чащобе. Идя в лес, всякий раз надо быть готовым ко встрече с его хозяином - Лешим. "Леший" на старославянском языке означает "лесной дух". Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды. Иногда леший может и шалить, играть - заблудить в лесу путника, испугать. Если вы чувствуете, что заблудились, оденьте всю свою одежду на изнанку - тогда леший поймет, что его обнаружили и отстанет.

Лешиха - Жена Лешего.

Лихо - Олицетворение несчастной судьбы, недоли. Лихо привязывается к человеку и всю жизнь терроризирует его. Однако, зачастую, человек сам виноват в том, что к нему привязалось лихо - он слаб, не может противостоять повседневным трудностям.

Луговик - Хозяин луга. Он исподтишка помогает людям во время сенокоса и считается дитятею полевика. Бегает по Лугам и ловит птиц в пищу твоему родителю. Луговичок бывает очень сердитым, когда люди покос прозевают: гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что ни срезать, ни разорвать; а то и сушит траву на корню. Если придут косари не в пору, может косу не только враз затупить, но и совсем сломать.

Люб - Дух-хранитель брачного ложа. Представлялся большеухим, мохнатым, златовласым котом со стеблем стрелолиста в зубах. Люба следовало всячески ублажать, чтобы он отгонял от спальни Нелюба — такого же кота, только черного и злобного, с веткой белены во рту.

 

М

Мавки - То же, что русалки, однако мавок иногда представляют в виде девочек-семилеток в белых сорочках без пояса.

Магур - Волшебная птица Индры, упоминается в Велесовой Книге.

Макошь. Худ. Надежда АнтиповаМакошь - Одна из самых почитаемых Славянами богинь. Имя ее составлено из двух частей - "МА" - мать и "КОШЬ": вспомним однокоренные слова - "КОШелек", где хранится богатство, "КОШара" - где живет живое богатство, овцы, КОШ - жребий судьба.  Получается, что макошь - это мать богатства, мать судьбы , урожая - Земля. Макошь - богиня урожая (не плодородия) и богиня судьбы. У нее есть две младшие сестры - Доля и Недоля, они отвечают за счастливую и несчастную судьбу, прядя ее нити. Кумир Макоши был и в пантеоне князя Владимира. 

Мара (Марена, Морана, Смерть, Мармара) - Богиня смерти, зимы и ночи. Жена (дочь) Кощея. и дочь Лады, сестра Живы с Лелей. Имя Мара (Морена) родственно таким словам, как "мор", "морок", "мрак", "марево", "морочить". В былинах - Мармнка-королевична и т. п. Богиня колдовства и смерти. Как супруга Даждьбога - родоначальница всех славянских племен. Сожжена Дажьбогом. Ее символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем... В противоположность Живе и Яриле, Марена  воплощает собой торжество Мари - "Мертвой Воды" (Воли к Смерти), то есть Силы,  противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, но - лишь переход к Жизни Иной, к  новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы,  уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна... 

Мать Сыра Земля - Землю люди почитали не только в языческие времена, но и сейчас Плодородие земли, ее способность рожать хлеб и кормить людей заставляли наших предков почитать и любить ее. Землю называют святой, матерью, она же - воплощение здоровья и чистоты. На Украине до сих пор головную боль лечат землей , прикладывая ее к больному месту с приговором:"Как здорова земля, так бы и моя голова была здорова!". Считали, что земля - супруга неба, что небо оплодотворяет землю дождем. В некоторых заговорах говорится:"Ты, небо, отец, ты, земля, мать". 

Межевик - В некоторых местах полевого называют межевиком или межником. Полевой то и дело проносится по левой меже на сером коне или на тройке и может задавить того, кто попадется у него на пути. Спать на меже нельзя, чтобы межевик или дети-межевички не задушили человека во сне.

Мерцана - Добрый дух, покровительница спелых хлебов. По ночам порхает над колосящимися нивами, оберегая зерно от порчи и сглаза. Прикасаясь к колоскам, вливает в них живительную силу.

Меч-Кладенец - В русском фольклоре и книжной средневековой традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне-граде меч-кладенец носит название «Аспид-змей» и наделен чертами оборотня (превращается в змея). Распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене и т.п., связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря).

Константин Васильев. Микула СеляниновичМикула Селянинович - Мифологизированный пахарь-богатырь в русских былинах. Другие богатыри не могут победить Микулу Селяниновича, потому что его любит «мать сыра земля». Для славянской традиции характерно возвеличивание крестьянского труда и сословного статуса. В былинах крестьянин Микула Селянинович посрамляет князя Вольгу (Волха) с его дружиной, которые на конях не могут угнаться за его плугом, не могут вытащить оставленный им в земле сошник и т.д. Вольга берет Микулу в свою дружину. В результате, Микула спасет князя от засады, устроенной разбойниками, а тот назначает Микулу наместником в своих землях.

Мировое Древо - Мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. Крона Мирового Древа ассоциируется с миром Прави, ствол - миром Яви, а корни, в которых ютится змей Юша - миром Нави. 

Морозко - Бог зимы, холодов. По крестьянским поверьям, это — низенький старичок с длинной седой бородою. Зимой бегает он по полям и улицам и стучит — от его стука начинаются трескучие морозы и оковываются реки льдами. Если ударит он в угол избы, то непременно бревно треснет. В славянских преданиях морозы отождествлялись с бурными зимними ветрами: дуновение Мороза производит сильную стужу, снежные облака — его волосы. Накануне Рождества Морозку кликали: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть! Мороз, Мороз! Не бей наш овес, лен да конопли в землю вколоти!» Мороз — персонаж многих сказок и других литературных произведений : «Не ветер бушует над бором,

Мусаил-лес - Глава леших.

 

Н

Навь - Подземное царство, царство мертвых. Располагается у корней мирового древа. Путь в Навь лежит через огненную реку Смородину (вспомним про путешествия сказочных героев за тридевять земель - там фигурирует огненная река). Дорогу туда охраняет Буря-Яга (Баба-Яга), а повелителем Нави является Вий (Кощей, Индрик-змей).

Навья - Вид заложного покойника. Женская душа, нападающая на путников. Также - просто душа человека.

Недоля - (Нужа, Нужда) Богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу. Доля и Недоля — не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив — живые лица, тождественные девам судьбы. Они действуют по собственным расчетам, независимо от воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во вред человеку. Пока она бодрствует — беда следует за бедою, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его».

Нежить - Cущества без плоти и души, все что не живет человеком, но имеет человеческий облик. Слово это образовалось от глагола «жить» с отрицательной частицею «не» и по значению своему прямо соответствует Моране (смерти) и повальным болезням, известным у славян под общим названием мора. Нежить многолика. Характерна русская пословица: «У нежити своего облика нет, она ходит в личинах». Многие имена собственные у персонажей, относящихся к нежити, связаны с местом их обитания: леший, полевик, омутник и т.д. К внешним характеристическим признакам относятся аномальные (для человека) проявления: сиплый голос, вой, скорость перемещения, смена обличия. Отношение нежити к людям неоднозначно: есть злокозненные демоны, есть и доброхоты.

Ний - см. Вий

 

 

Далее (М-Я) >>>

 
К началу страницы
 

 

 

  

 

Hosted by uCoz