Варяги -
последние пассионарии севера
"Варяжский
вопрос" - центральное ядро
бесславной "норманской теории",
которая вот уже более двух с
половиной веков тщится вывести
русскую историю из иноземной.
Чести исторической науке это не
доставило, зато привело к
беспросветному тупику. Выход в
таких случаях предельно прост - по
аналогии с гордиевым узлом:
развязать его нельзя, зато можно
разрубить. Ибо обе стороны -
норманисты и антинорманисты -
оказались в плену одной и той же
схемы: самим собой разумеющимся
считается, что русские варяги -
всего лишь другое название
скандинавских викингов (норманнов),
которые говорили либо на шведском,
либо на норвежском языках (иногда
допускается датский вариант).
Отсюда повторенный несколько раз
в "Повести временных лет"
пассаж "варяги = русь" ("зваху
тьи варязи русь") привел к
цепочке нелепейших даже с точки
зрения здравого смысла
умозаключений. Дескать, ежели
варяги - это скандинавы, то и "русь"
(племя ли, прозвище, данное
соседями, или территория - не
важно) - ну, просто обязана иметь
скандинавское происхождение. И
начались достойные детективного
романа поиски этой самой
полумифической "руси" среди
шведов, норвегов и финнов.
А почему,
собственно? Откуда вообще следует,
что варяги - скандинавы? Ведь в
знаменитом фрагменте Начальной
летописи о призвании Рюрика с
братьями утверждается только, что
варяги прозывались русью в смысле
этнической и языковой
принадлежности и от них пошло
название Руси как государства
("от тех варягъ прозвася
Русская земля"). И ни слова о
скандинавских корнях (то, что
варяги "из-за моря" или из
Заморья, трактовать можно по-разному,
о чем - далее). Зато в Несторовой
летописи энергично
подчеркивается: русский язык -
славянский, а славяне-новгородцы
род свой ведут от варягов ("ти
суть людье ноугородьци от рода
варяжьска, прежде бо беша
словени"). Исключительно важное
свидетельство, но на него
историки почему-то внимания не
обращают. А зря! Здесь ведь черным
по белому прописано: род
варяжский изначально был
славянским и варяги вместе с
новгородцами говорили на русском
(славянском) языке! Ибо в
противном случае получится, что
население Великого Новгорода (оно
ведь "от рода варяжского") и
до призвания Рюрика, и в
дальнейшем, надо полагать,
пользовалось одним из
скандинавских языков (если,
конечно, придерживаться
тупиковой формулы "варяги =
скандинавы"). Абсурд? В самом
деле - другого слова не подберешь!
Почему
Нестор-летописец, перечисляя
через запятую "потомство
Иафетово": варяги, шведы,
норвеги, готы, русь, англы,
галичане, волохи, римляне, немцы,
венецианцы и прочие, - не
объявляет варягов шведами или
норвегами (хотя в летописном
перечне они названы раньше руси) и
не утверждает, что варяги
говорили по-шведски или по-норвежски?
Да потому, что для русского
летописца, как и для всех русских
людей той эпохи, было абсолютно
ясно: варяги - никакие не шведы и
не норвеги, а такие же русские, как
они сами - коль скоро даже
переводчиков для общения не
требовалось. Но то, что было
самоочевидным еще в ХII веке для
Нестора и его современников,
впоследствии оказалось камнем
преткновения для большинства
читателей и исследователей "Повести
временных лет".
Не для
всех, безусловно. Еще Михайло
Ломоносов в яростном споре с
немецкими норманистами-русофобами,
подвязавшимися в Российской
академии наук (с них-то все и
началось), указывал на отсутствие
в русском языке хоть каких-то
варяжских слов. Как прикажете
понимать: многовековые и
теснейшие контакты между двумя
этносами, путь "из варяг в греки"
через всю Россию, варяжские
князья, варяжская династия,
варяжская дружина, варяжские
гости (купцы), около двух тысяч
варяжских курганов-могил под
Смоленском, в Гнездово (где,
наряду с вещами скандинавского
происхождения, найдена самая
древняя из известных пока русских
надписей, начертанная на глиняном
горшке) - а никаких собственно
варяжских слов не сохранилось.
Даже хазары лексическую память
оставили (Владимир-князь в "Слове
о законе и благодати" именуется
каганом), не говоря уж о татаро-монгольском
нашествии. В русском языке уйма
полонизмов, заимствований из
немецкого, французского,
английского, многих других языков
- и вдруг ни одного варяжского
слова.
Ответ на
вопрос, заданный Ломоносовым,
напрашивался сам собой: никакого
собственно варяжского языка, тем
более из числа скандинавских,
никогда и в помине не было. Ибо
варяги - это русь, но не в смысле
принадлежности какому-то
неведомому иноземному племени (как
безуспешно силились доказать
норманисты), а в смысле славяно-русского
происхождения их самих и языка, на
котором они говорили. Впервые эта
мысль достаточно внятно была
сформулирована страстным
антинорманистом Юрием Ивановичем
Венелиным (1802-1839): "Русь или
руссы, - писал он - как народ
норманский, скандинавский,
никогда не существовал, и есть
только плод жалкого толкования,
или фантастического произведения
некоторых изыскателей. Не поняли
Нестора! Да еще как не поняли!" И
приводил в пользу данного тезиса
неотразимые доводы.
Аргументацию
Венелина в дальнейшем развил
историк-антинорманист,
руководитель археологической
комиссии и императорских театров,
под конец жизни - директор
Эрмитажа Степан Александрович
Гедеонов (1815-1878) в капитальном 2-томном
труде "Варяги и Русь" (СПб.,
1876). Здесь варяги были однозначно
отнесены не к германоязычным
норманнам, а к прибалтийским
славянам-ваграм, истребленным в
ходе жесточайшей экспансии
крестоносцев. В поисках истины
Гедеонов был на верном пути, он
правильно интепретировал
утверждение Начальной летописи о
рускости варягов и славянскости
их языка. Требовалось однако
понять, почему варяги сыграли
столь выдающуюся роль в мировой
истории - причем не
разрушительную, а созидательную и
объединительную. Такая задача под
силу только энергонесущей
популяции, сплоченному
сообществу целеустремленных
людей, которых Лев Гумилев,
развивая учение Вернадского о
биосфере, поименовал пассионариями.
Наделенные мощным энергетическим
потенциалом и повышенной
активностью, они по природе своей
обречены были быть вожатыми,
воодушевляя доверившиеся им
народные массы на уготовленные им
подвиги и волею судеб становясь
движущей силой исторического
прогресса. Такие никогда бы не
позволили вырезать себя, подобно
беззащитным овцам, как это
случилось с балтийскими
славянами.
Конечно,
можно назвать варягов и племенем,
но с достаточной долей условности.
Скорее всего, они представляли
собой особое воинское братство -
прообраз будущих рыцарских
орденов. Жили в основном на
побережье Балтийского (Варяжского)
моря, летопись однако говорит о
Заморье, а таковым вполне могли
быть и арктические территории
Ледовитого океана, находящиеся по
отношению к европейской России
севернее Балтики и Беломорья.
Были варяги хорошо организованы,
обладали богатым опытом во всех
областях хозяйственной жизни,
торговли, государственного
управления и особенно - воинского
искусства. Потому-то и обратились
в 862-м году новгородцы к Рюрику с
братьями, как бы сказали сейчас,
за организационной помощью. И
русские варяги быстро и охотно
откликнулись, а затем плодотворно
поучаствовали в становлении Руси
и российской государственности.
В
дальнейшем последние пассионарии
Севера как-то незаметно и без
излишнего шума исчезли с
горизонта отечественной истории.
Ибо перешли на службу
византийским императорам, где
составили костяк дворцовой
гвардии. Варяжская дружина
насчитывая подчас до шести тысяч
стойких витязей и отменных рубак.
Благодаря им византийское войско
одержало немало жизненно важных
побед. Показательно и другое: в
Царьграде варягов всегда считали
русскими и только русскими.
Безусловно, значились в составе
русско-варяжского войска и
скандинавы, но, как нынче принято
выражаться, на контрактной основе.
Кстати, европейские норманны
никогда себя варягами не называли
и становились таковыми, только
вступая в русскую варяжскую
дружину; когда срок контракта
истекал, они вновь становились
викингами. Так что тесное
взаимодействие между варягами и
скандинавами, безусловно, было, но
кто на кого больше влиял - еще
вопрос. То же относится и к так
называемым скандинавским
заимствованиям. Да, в одежде,
оружии, культовых предметах,
утвари, украшениях, открытых
археологами, много варяжской
специфики. Вот только почему
обязательно ее считать
скандинавской. Почему бы не
рассмотреть совершенно другой
вариант - заимствования
скандинавами достижений более
развитой варяжской культуры.
Ведь
когда дотошные греки спрашивали
наших соотечественников,
служивших в императорской
гвардии: "Откуда вы, варяги?",
- те, не задумываясь, отвечали: "Из
Тулы..." Ничего себе ответец,
если вдуматься. Впрочем, под Тулой
подразумевался вовсе не город в
центральной части России, а
древняя Гиперборея, по другому -
Тулe. Именно так именуется
таинственная полярная страна в
знаменитой "Географии"
Страбона и сочинениях других
древних авторов. Византийцы
говорили об "огромном острове
Тула", расположенном посреди
Ледовитого океана. Корень в его
названии общий с именем русского
города, но не его одного. Например,
древняя столица
центральноамериканской империи
тольтеков тоже звалась Тула.
Топонимы с корнем "тул"
вообще имеют чрезвычайное
распространение: города Тулон и
Тулуза во Франции, Тульча - в
Румынии, Тульчин - на Украине,
Тулымский камень (хребет) - на
Северном Урале, река в Мурманской
области - Тулома, озеро в Карелии -
Тулос.
Согласно
Словарю Владимира Даля, понятие
"тула" - это "скрытое,
недоступное, потаенное место" -
"затулье", "притулье"
("тулить" - укрывать, скрывать,
прятать и т.п.). Есть и другие
русские слова с этим корнем: "туло,
туловище" - тело без учета
головы, рук и ног (отсюда же - "тулуп");
"тулo" - колчан в виде трубки,
где хранятся стрелы (отсюда - "втулка").
Производными от той же корневой
основы в русском языке являются
слова: "тыл" - затылок и
вообще - задняя часть чего-либо,
"тло" - основание, дно (в
современном языке сохранилось
устойчивое словосочетание "до
тла"); "тлеть" - гнить или
чуть заметно гореть и т.д.
О
значении и этимологии слова "варяг"
также высказывались самые
различные предположения. В
русском языке (см. опять же
Словарь В.Даля) "варяг" - "мелкий
торговец", "разносчик товара",
синоним "офени" и "коробейника"
(в украинском языке слово "воряг"
означает еще и "борца", "крепкого
рослого человека"). В несколько
ином звучании - "варяга" -
слово означает: "проворный",
"бойкий", "расторопный" (человек).
Поэтому вовсе нет никаких
оснований настаивать на
иноземном происхождении слова
"варяг", которое еще недавно
означало "торгового гостя",
"купца". В этом смысле
классическими былинными варягами
были новгородский Садко и Соловей
Будимирович.
Но можно
пойти еще дальше. В "Этимологическом
словаре русского языка" М.Фасмера
дается одно весьма любопытное
разъяснение слова "варяг".
Оказывается в прошлом у него был
синоним - "кълбягъ" (оно
употребляется в пространной
редакции "Русской Правды",
датируемой ХII веком), означавший
"варяг - член союза [братства]".
В общем-то, это совпадает с
истолкованием варягов не как
этноса, а как социума. Но можно
пойти еще дальше. В "Этимологическом
словаре русского языка" М.Фасмера
дается одно весьма любопытное
разъяснение слова "варяг".
Оказывается в прошлом у него был
синоним - "кълбягъ" (оно
употребляется в пространной
редакции "Русской Правды",
датируемой ХII веком), означавший
"варяг - член союза [братства]".
В общем-то, это совпадает с
истолкованием варягов не как
этноса, а как социума. Но можно
пойти еще дальше. В "Этимологическом
словаре русского языка" М.Фасмера
дается одно весьма любопытное
разъяснение слова "варяг".
Оказывается в прошлом у него был
синоним - "кълбягъ" (оно
употребляется в пространной
редакции "Русской Правды",
датируемой ХII веком), означавший
"варяг - член союза [братства]".
В общем-то, это совпадает с
истолкованием варягов не как
этноса, а как социума.
Так,
может быть, русские варяги, даже в
самоназвании которых содержится
намек на древнейшие арийские
корни, и есть последние
гиперборейцы, хранители традиций
погибшей арктической прародины?
Недаром ведь на побережье
Ледовитого океана сохранились
топонимические следы былого и
длительного пребывания здесь
варягов. Это - Варангский залив (Варангер-фиорд),
омывающий с запада российский
полуостров Рыбачий и норвежский
полуостров Варангер. Между прочим
следующий на запад залив
именуется Яр-фиордом: первая
часть искусственного слова чисто
русская и, скорее всего, связана с
именем языческого Солнцебога
Ярилы. Это, по всей вероятности, и
есть то Заморье (или его часть), о
котором говорится в русских
летописях. По существу же
Варангский = Варяжский =
Гиперборейский. Так, может быть, в
социальной структуре варяжского
воинского братства (ордена)
отчасти сохранились и архаичные
черты древнеарийского кастового
сословия.
Корни
Руси уходят в недосягаемые
глубины индоевропейского
прошлого. Оно зародилось,
пережило расцвет,
катастрофические потрясения и
упадок на Севере, где климат в те
времена был иным, нежели теперь.
Постепенно мигрировали на юг из-за
неблагоприятных условий жизни
многие индоевропейские прапредки
современных этносов (индийцев,
иранцев, греков, испанцев,
итальянцев, армян, осетин и др).
Ближе к северным широтам
обосновалась часть славян, из
которых впоследствии вычленилась
и русская нация. Варяги -
последние пассионарии Севера -
промелькнувшие на евразийском
небосклоне, как сияющий болид,
оставили после себя неизгладимый
след в русской истории!
Постскриптум.
Когда данная статья была
полностью завершена, а главные ее
моменты получили отражение на
страницах моей новой книги "Загадки
Русского Севера" (М., 1999) и в
журнальной статье "Варяги -
русские витязи Севера" (Мир
Севера. 1999. No 3-4) [ранее
этимологическая сторона
освещалась в другой моей книге -
"Тайны руссколго народа" (М.,
1997)], - вышел в свет сборник
антинорманистских работ "Русь
и Варяги" (М., 1999) в серии "Подлинная
история русского народа",
издаваемой Ю.Д.Петуховым. В
определенной степени он
дополняет опубликованную годом
раньше обширную подборку текстов
русских ученых по "варяжскому
вопросу", включенных в весьма
содержательную и продуманную
хрестоматию "Славяне и Русь:
проблемы и идеи" (М., 1998) (составлена
и обстоятельно прокомментирована
А.Г.Кузьминым). Здесь представлены
наиболее показательные отрывки
из трудов выдающихся
отечественных ученых почти за два
с половиной века - от В.Н.Татищева
до Б.А.Рыбакова и О.Н.Трубачева.
В свою
очередь, в новом (и надо полагать,
не последнем) сборнике учтены
самые последние выступления
норманистов, число коих множится,
как грибы после дождя. Не может не
порадовать тот пафос и задор, с
которым разоблачаются выдаваемые
за научные новации замшелые
норманистские штудии в статье Н.И.Васильевой
"Русь и Варяги", давшей
название всему сборнику и
составляющей две третьи его
объема (по существу это целая
книга) и которую вполне можно
отнести к ныне почти забытому
обличительно-инвективному жанру.
На десятках скрупулезно
проанализированных примерах (практически
учтена вся новейшая литература)
автор убедительно доказывает, что
как бы не
изощрялисьультрасовременные
норманисты, все их потуги не
представляют абсолютно ничего
нового, а являются прямыми
перепевами давно развенчанных
гипотез "отцов норманизма",
тевтонской троицы из
петербургской "Академии-де-Сиянс"
Байера-Миллера-Шлецера, хотя их
верные оруженосцы и
последователи почему-то
стесняются ссылаться на своих
духовных вдохновителей. Не потому
ли, что возникновение "норманской
теории" совпало с одной из
самых мрачных и трагичных эпох в
российской истории - бироновщины,
по существу явилось ее прямым
порождением и идеологическим
слепком?
С самого
момента своего появления на
небосклоне отечественной науки
норманизм отмечен печатью самого
беспросветного мракобесия.
Подавление любого свободомыслия,
костоломные приемы в борьбе с
оппонентами, аргументы "дыбы и
плахи" - главные отличительные
черты бироновщины во всех сферах
тогдашней жизни. Всесильный
временщик лично поддерживал и
поощрял деятельность академика
Готлиба Зигфрида Байера (1694-1738) -
автора первого "норманистского
манифеста", опубликованного в
1735 году, то есть в самый разгар
бироновского беспредела. Потому-то
норманизм - и в прошлом, и в
настоящем, и в обозримом будущем -
по истокам своим, природе,
подлинной сути и методам расправы
с инакомыслящими остается тем,
чем он был с самого начала - духовной
бироновщиной. Курляндский
герцог - зловещий ненавистник
всего русского - давно исчез из
российского бытия, но дело его
живо: разбросанные повсюду семена
чертополоха по-прежнему дают
обильные всходы.
Но
вернемся к содержанию сборника
"Русь и Варяги". Помимо
упомянутой работы Н.И.Васильевой,
здесь помещены еще статьи четырех
авторов, в числе которых И.В.Ташкинов,
Н.А.Морозов и Ю.Д.Петухов. Отрадное
впечатление оставляет статья А.Елисеева
"Древние русы: народ и каста",
где сформулировано положение о
наличии у древних славян кастово-сословных
признаков, восходящих к
общеарийской эпохе; при этом
автор считает, что к особой
воинской прослойке - прототипу
будущего казачества - следует
отнести проторусский этнос в
целом, включая, видимо, и варягов,
о которых в данной конкретной
связи почему-то ничего не
говорится. В целом авторы
сборника отстаивают славяно-балтийскую
и славяно-черноморскую версии
происхождения варягов. Такой
подход нуждается в некотором
уточнении. Да, к моменту своего
"призвания" в Великий
Новгород русские варяги (или
варяги-русь, что одно и то же) жили
на обширных балтийских
территориях. Но, во-первых,
сказанное не означает, что варяги
обитали здесь всегда, и
картина конца 1-го тысячелетия
совсем не обязана совпадать с
картиной его начала, не говоря уже
о более ранних временах. Во-вторых,
народная память сохранила
сведения не о балтийской, а о
приднепровской родословной
Рюрика. Факт русского
происхождения его имени
опирается на северные предания,
согласно которым подлинное имя
Рюрика было Юрик и явился он в
Новгород из Приднепровья.
Новгородцы "залюбили" его за
ум-разум и согласились, чтобы он
стал "хозяином" в Новограде. (Р)Юрик
наложил на каждого новгородца
поначалу небольшую дань, но затем
стал постепенно ее увеличивать,
пока не сделал ее невыносимой (что
впоследствии усугублялось с
каждым новым правителем). Эту
удивительную и важнейшую для
понимания русской истории
легенду записал и опубликовал в
конце 70-х годов ХIХ века известный
собиратель северного фольклора
Елпидифор Васильевич Барсов
(1836-1917).
Достаточно
симптоматично и то, что
пресловутая "варяжская
проблема" в очередной раз
выдвигается на передний план
научных и околонаучных дискуссий,
а ее метастазы глубоко проникли в
энциклопедии, справочники,
школьные учебники и даже детские
комиксы. Ибо норманизм - никакая
не наука в подлинном смысле
данного слова, а идеология
чистейшей воды. Она, как мутная
пена, каждый раз всплывает на
поверхность в наиболее трудные
для России времена. Нынешняя
ситуация в стране, где в очередной
раз дали "зеленый свет"
норманистам и мондалистам -
лишнее тому подтверждение. Не
менее показательно и другое.
Приверженцы "норманннской
теории" за последние
десятилетия не смогли привести ни
одного убедительного аргумента
или факта в пользу своей от начала
до конца высосанной из пальца "теории".
С другой стороны, доводы
Ломоносова (а также других
отечественных корифеев) и по сей
день не утратили своей
убийственной силы. Как впрочем, и
вся методология или хронология
русской истории, начало которой
положили В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов
и В.К.Тредиаковский.
Валерий
Демин,
доктор философских наук
журнал "Мир Севера" №3-4 1999
|