Магические
представления славян
Чтобы понять некоторые странности
современного мира или, по крайней
мере, поближе познакомиться с ними,
нужно обратиться к фольклорно-этнографическим
сведениям. В них закреплены те
необычные явления, которые и до сих
пор поражают сознание человека. Их
неимоверно много в не сказочной
народной прозе. И даже
непосвященному слушателю
становится понятно, например, что
наш мир, возможно, не единственный
на планете; и что есть еще одна
обитаемая среда, куда уходят души
после смерти; самое же интересное,
что там пребывают некие существа,
способные влиять на жизнь живущих
в этом мире, и между этими двумя
мирами некоторые лица могут
установить контакты; и, кроме того,
существа иного мира довольно часто
посещают мир ныне живущих.
"Когда настало среднее время
между полуднем и закатом, в пятницу
повели они девушку к чему-то,
сделанному ими наподобие карниза у
дверей, она поставила ноги на руки
мужчин; поднялась на этот карниз,
сказала чтото на своем языке и была
спущена. Затем подняли ее вторично,
она сделала то же самое, что в
первый раз, и ее спустили; подняли
ее в третий раз, и она делала как в
первые два раза. (...) Я же спросил
толмача об ея действии, и он мне
ответил: в первый раз она сказала
"вот вижу отца моего и мать мою!
", во второй раз " вот вижу
всех родственников сидящими "
в третий же раз сказала она: "вот
вижу моего господина сидящим в
саду, а рай прекрасен, зелен: с ним
находятся взрослые мужчины и
мальчики, он зовет меня, посему
ведите меня к нему " - так
описывает восточный
путешественник Ибн-Фадлан один из
ритуалов при похоронах знатного
руса, свидетелем которых он был. В
ответах девушки заключены
представления о мире мертвых,
которые были свойственны
некоторым славянским язычникам
тех далеких времен. Повествование
доносит до нас, естественно,
отголоски верований, гораздо более
древних. Но и в произведениях
фольклора, записанных в 20-м веке,
обнаруживаются схожие воззрения
на структуру, характер
потустороннего мира: оно только
осложнено влиянием христианского
учения.
Каковы же были в самом общем виде
взгляды наших предков, восточных
славян, на устройство этого мира и
его обитателей?
Человеческое сознание, которому
свойственно одушевлять все
неживое и наделять его формой
бытования, сходной с человеческой,
создало мир инобытия. Сама смерть
осознавалась, как пространственно-временной
переход из одной жизни в другую,
поскольку человеку того времени
было трудно представить
НЕприсутствие в некоем
пространстве того, кто совсем
недавно был в его среде обитания. К
ушедшим в потусторонний мир
издревле относились очень
почтительно, поскольку они
воспринимались как существа,
наделенные неземным сверхзнанием
и могуществом. Постепенно
сформировался культ предков,
включавший своеобразные формы
почитания. Упорядочилось все, что
было связано с переходом человека
в инобытие. Это и породило ритуалы
проводов на "тот свет". Смерть
не воспринималась трагически. Она
обставлялась торжественно и
означала для человека достижение
могущества, более значимого
магического потенциала.
Был разработан строгий регламент
для общения с умершими, осмыслен
характер самих возможных
контактов, как во временном, так и в
пространственном плане.
Разумеется, в первую очередь эти
правила предусматривали вторжение
предков в мир живых. Со стороны
предков, заведомо наделенных
сверхзнанием и силой, можно было
ожидать как плохого, так и хорошего.
Поэтому в различные календарные
периоды необходимо было, соблюдая
определенные правила поведения,
задабривать представителей
ирреального мира, особенно если
они появлялись в мире живых. Один
из таких периодов зимние святки,
когда, по представлениям славян-язычников,
происходил непосредственный
контакт двух миров. Считалось, что
под видом святочных колядников,
ряженых по деревням, по домам ходят
предки, напоминая о себе. Ряженые
исполняли магические песнопения
благопожелания (колядки, овсени,
виноградия, щедровки), за которые
пришельцев надо было одарить
ритуальной едой, часто той же самой,
какой угощали во время поминок.
Считалось, что контакты с миром
мертвых обязательно происходят
также на Масленицу, в Юрьев день, на
Троицкорусальную неделю,
послепасхальную Радуницу,
родительские субботы,
Михайловские и другие поминальные,
дни.
Контакт с потусторонним миром
осмысливался как двусторонний: не
только предки могли являться живым,
но и человек имел право обращаться
к ним в каких-либо важных случаях.
Это проявлялось, например, в
устойчивой доныне традиции
гаданий именно в то время, когда
предполагается разомкнутость
границы между мирами. Любая
попытка узнать судьбу связывалась
с непосредственным обращением к
духам ирреального пространства.
Появление загадочных пришельцев
для посвященных не являлось
неожиданностью и потому не была
столь страшной: система оберегов и
вынужденного сопротивления
потусторонней силе разработана в
народной практике весьма детально.
Некоторые люди могли постоянно
обращаться к потустороннему миру.
Это было уделом тех, кто имел
отношение к магии.
Но и для всех прочих людей
появление жителей ирреального
мира в мире живых не
ограничивалось и календарными
сроками. Некоторые духи всегда
незримо как бы присутствовали
рядом, а порой могли являться в
своем реально-ирреальном образе.
Это духи, чье существование
связывалось с идеей
покровительства или владения
определенными пространствами и
стихиями. Так, например, у
человеческого жилища имелся свой
предокпокровитель в образе
Домового, в лесу хозяйничал Леший,
в воде Водяной, в овине Овинник, в
бане Банник. Человек осмысливал их
существование сообразно
собственной жизни: у них были жены
и дети, им требовались работники,
для чего духи могли использовать и
людей. Духи так называемой "низшей
мифологии" (т.е., не боги) прочно
прижились в реальном мире.
Но, помимо духов, ирреальное
пространство, по представлениям
славян-язычников, также населяли и
существа, которых надлежало
воспринимать с гораздо большей
предосторожностью. Это были
языческие боги. С их появлением
ирреальный мир стал
трехпространственным, соотносимым
по членению своему с идеей
Мирового Древа. Такие
антропоморфные категории как "добро"
и "зло" в нем поляризовались, и
возникло как бы два ирреальных
пространства: мир богов, горний мир
(Правь), и мир противостоящих им
отрицательных божественных
существ, мир преисподней (Навь).
Духи же низшей мифологии и сейчас
окружают человека, о чем
свидетельствуют многочисленные
устные народные пересказы.
Наиболее четко сохранились в
народной традиции культы Велеса и
Перуна со всеми соответствующими
древним представлениям атрибутами,
не исчезнувшими, а лишь
претерпевшими изменения в период
господства христианства, в
основном безуспешно пытавшегося
вытеснить старые верования. Помимо
этого, языческие боги совместились
со многими христианскими
преемниками (святыми), которые были
наделены народным сознанием теми
же свойствами, что и старые (неактуальные)
боги; к христианским святым теперь
можно было обращаться по
специализированным бытовым
вопросам, не отвлекая по мелочам
христианского бога-Отца. Наиболее
наглядно это видно на примере "Ивана
Купалы", день которого по-разному
чтят церковная и народная традиции:
первая часть самого этого названия
происходит от "Иоанна
Крестителя" (праздник которого
был наложен церковью на древний
языческий, посвященный летнему
солнцестоянию), а вторая часть
этого названия происходит от
языческого "Купало" ("летнее
солнце", "Ярило взрослый",
ипостась\продолжение "Ярилы
молодого", весеннего).
Не смотря на то, что духи и иные
персонажи языческой мифологии
стали почитаться за нечистых и
относиться к инфернальному миру
дьявола (в христианском
представлении), это не вызвало у
народа абсолютно отрицательного
отношения к существам ирреального
мира. Поэтому и сохранилось
почитание, например, "духов дома",
хотя не исключалось, что в дом
может проникнуть и черт.
У восточных славян сформировалось
так называемое двоеверие (условно,
"языческое христианство"). Оно
не только определяло отношение
человека к потустороннему миру, но
и к магическому началу в мире этом.
Магия как представление о
сверхъестественных возможностях
человека имеет место практически
во всех религиозных системах.
Реализация этих способностей
разграничивается в зависимости от
того, какие силы их питают.
По представлениям некоторых, магия
может делиться на т.н. "черную"
и "белую". Так называемая "белая
магия" - это как бы
полуразрушенная сфера деятелности
человека. Абсолютно дозволенной и
необходимой она была в системе
языческих религий.
Монотеистическая же религия
отрицает любое магическое
проявление (монополия на таковое
переходит к священникам), полагая,
что человек полностью зависит от
бога, а все иное - от лукавого. Но
такой запрет далеко не всегда
выдерживался по отношению к белой
магии: порой даже сами
священнослужители отчитывали
бесноватых больных лихорадкой с
помощью христианских молитв и даже
более древних заклинаний. Так
называемая "черная магия" на
стадии язычества была допустима в
определенных случаях и
практиковалась приоритетно
жрецами и посвященными, имевшими
особые отношения с той частью
потустороннего мира, которая у
славян-язычников именовалась
Навью. Христианство же ее
решительно отвергает как средство
отрицательного воздействия на мир
и человека с помощью "дьявольских
сил", которыми, по представлению
монотеистической религии,
являются духи природы и языческие
боги (с чем, впрочем, языческая
философия и не спорит). По системе
христианских воззрений, людям,
допущенным к магии, могут быть
приданы силы, исходящие от дьявола,
под которым монотеистическая
религия понимает весь языческий
пантеон (духи и боги в совокупности
и по отдельности). При этом сам
человек оказывается в
значительной степени от него -
такового дьявола - зависимым.
Однако, по распространенным в
народе представлениям, это
относится только к так называемым
"черным колдунам", а большая
же часть магических способностей
обращена к т.н. "силам добра"...
Следует заметить, что в подобных
представлениях нет ничего
удивительного. Как и столетия
назад, и ныне - в среде
невежественных граждан - бытует
мнение, что есть магия белая и
черная; а также серая, буро-малиновая
и фиолетовая в желтую полосочку... А
также, что есть ножи отдельно -
столовые, чтобы резать колбасу, и
отдельно - для маньяков, чтобы
прохожих резать; и ничего, что они
выглядят одинаково - главное, что
они "разные"... Магия - это инструмент,
возможность использования
которого предоставляет Природа с
ее Законами; а следовательно, равно
как и дургие инструменты, не
имеет никакого отношения к
вульгарным антропоцентристским
оценкам и фантазиям - поскольку
является частью и одновременно
свойством самой Природы...
Любой представитель магического
клана в нашем мире является
личностью необычной, сверхсильной,
способной знать, видеть и делать,
чего не могут другие. Сила его
зависит от собственной внутренней
энергетической основы и от того, с
кем\чем он контактирует в
ирреальном мире. Человек может
быть наделен сверхзнанием и
могуществом также и по особому
велению "с той стороны" за
верность\службу какому-либо
потустороннему субъекту\объекту,
поддерживающему связь с магом, или
за какое-либо иное особое
поведение. Пророки и ясновидящие
как бы совмещают в себе знания
божественного и человеческого
уровней. Вера в возможность
контактов с потусторонним миром и
в сам этот мир сохраняется людьми,
видимо, под воздействием
тысячелетней магической практики
предков, передаваемой генетически.
Во всяком случае, мы часто
сталкиваемся с пока непознанными
воплощениями материи и духа.
Многие интересующиеся данной
тематикой граждане более-менее
знакомы с внешними магическими
формулами, как то заговоры,
привороты и прочее. Говоря
отвлеченно от конкретных
проявлений магического
воздействия, можно выделить несколько
основных направлений по
которым это воздействие
проводится:
1. Вербальная магия - то, что в
наше время более известно, как
мантрика. Сюда относятся заговоры,
заклинания, инвокации, звуки итп.
2. Визуальная магия - различные
техники влияния на объекты
взглядом.
3. Инструментальная магия -
предметы силы, как то магическое
оружие, обереги и прочее.
4. Ритуальная магия -
сексуальная, аграрная,
жертвоприношение итд.
Список можно и продолжить, но это
не столь важно. Важен механизм и
принцип магического воздействия, а
не то каким путем это воздействие
проводится. Для осуществления
магического воздействия
необходимо, помимо энергии и
концентрации, еще и "несгибаемое
намерение ", уверенность
(и не обязательно "вера"), или
иными словами, убежденность в
том, что действие, которое
предпринимается в соответствии с
законами мироздания, принесет
ожидаемый результат. Чем мощнее
энергетика и интенсивнее
концентрация, тем более действенна
магия. Объектом магического
воздействия может быть любой
предмет или существо физического и
тонкого мира, как то бог, дух,
человек, животное, растение,
творение рук человеческих, камень,
стихия и итп. (С точки зрения
язычника: например, та же
христианская евхаристия - не что
иное, как магический акт, хотя сами
христиане всячески открещиваются
от магии). Магическое воздействие в
современном мире распространено
куда более, чем принято полагать.
Не будет даже преувеличением
сказать, что мы сталкиваемся с
магией каждый день по многу раз...
Владимир
Шатунов
|